ОТЧЕТ

о ходе эксперимента «Концептуальные основы и модель непрерывного инновационного гуманитарного образования и воспитания» в Харьковском гуманитарном университете «Народная украинская академия», осуществляемого на основании приказов Министра № 39 от 13.02.97 г., № 584 от 16.10.02 г., № 382 от 14.05.07 г. и № 884 от 02.08.2012.

У мирового сообщества в XXI веке нет альтернативы непрерывному образованию. Вместе с тем следует признать, что вся мировая система образования все еще стоит в самом начале этого пути, не всегда отчетливо осознавая сущность и основные направления, неотвратимость перехода к принципам «непрерывки». Отсюда очевидная необходимость расширения экспериментальной работы, позволяющей определять оптимальные варианты движения по этому пути.

Особенно остро потребность в обновлении системы образования стоит в Украине, где трудности процесса преодоления кризисных явлений в образовании были связаны не только с глобальными факторами, но и с сугубо внутренними причинами, в первую очередь с затянувшимся на многие годы системным кризисом.

Отсюда интенсивность поиска оптимальных путей такого обновления, в частности создания системы непрерывного образования, которая базируется на трех основополагающих компонентах: обеспечение качественности и доступности образования, создание условий для постоянного самосовершенствования человека на протяжении всей его жизни и осуществление кардинальных структурных преобразований внутри системы.

Эти три стратегические задачи были сформулированы более 20 лет тому назад. К их решению неоднократно подступались на разных уровнях, но, к сожалению, даже основополагающий правовой документ – Закон Украины «Об образовании» не дает необходимой правовой основы для осуществления широкомасштабной работы.

Над проблемами преемственности в обучении и воспитании, над созданием оригинальной модели непрерывного образования в НУА начали работать с 1990 года. Собственно именно в этом заключался главный смысл создания НУА, теоретической и практической деятельности всего коллектива на протяжении всей истории ее существования. И спустя два десятилетия с момента рождения академии, мы пришли к твердому убеждению в том, что не ошиблись в выборе стратегических ориентиров, что сумели найти свой собственный нелегкий, но очень результативный путь, сказать свое слово и в разработке теоретических проблем и в процессе практического обновления национальной системы образования.

str

В 2012/2013 учебном году работа академии как учебно-научного комплекса непрерывного образования проводилась в соответствии с Законами Украины «Об образовании», «О высшем образовании», Концепцией развития НУА до 2020 года, годовым планом работы и программами развития по отдельным конкретным направлениям: «Управление качеством учебного процесса в НУА», «Кадры», «Гражданско-патриотического воспитания студентов и школьников НУА», «Здоровье», «Сопровождение выпускников», «Развития и образовательной деятельности СЭПШ ХГУ «НУА»», «Родители» и др.

Главные достижения 2012/2013 учебного года

В 2012/13 учебном году достигнуты весомые, значимые результаты, свидетельствующие о наличии позитивной динамики в развитии эксперимента по непрерывному образованию:

  • НУА стала членом Международной ассоциации университетов;
  • ХГУ «НУА» вошел в «ТОП-10» вузов Украины по отзывам выпускников (рейтинг «Компас»); в целом, Академия переместилась с 92 на 53 позицию;
  • Департамент науки и образования ХОГА заслушал на заседании коллегии вопрос об опыте ХГУ «НУА» по развитию комплекса непрерывного образования за 2007-2012 г.г. (март 2013 г.), дал высокую оценку деятельности академии, а ее опыт рекомендован для дальнейшего внедрения образовательными структурами региона;
  • решением горсовета НУА получила право льготного налогообложения на землю как учебное заведение, вносящее ощутимый вклад в развитие системы образования в г. Харькове;
  • при содействии почетного консульства Германии в Харькове, городского совета и ХОГА на базе НУА открыт украинско-немецкий центр непрерывного образования;
  • получено сразу 7 наград на предметных олимпиадах и конкурсах студенческих научных работ Всеукраинского уровня;
  • завершена работа по обновлению интегрированных учебных программ по базовым дисциплинам;
  • на высоком научно-теоретическом уровне прошла международная научно-теоретическая конференция «Интеграция науки и образования – парадигма XXI века», в которой приняли активное участие более 70 человек, в том числе директор Института высшего образования НАПН Украины проф. Степко М.Ф., директор Научно-исследовательского института социально-экономических и педагогических проблем непрерывного образования ЛГУ им. А.С. Пушкина, проф. Лобанов Н.А., ректор ХНУ им. В.Н. Каразина академик НАН Украины проф. Бакиров В.С., зав. каф. теоретической социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации проф. Силласте Г.Г. и др.;
  • прошли защиты пяти кандидатских диссертаций по проблемам непрерывного образования (Назарко О.И., Бурова О.В., Жарикова С.Б. – ноябрь 2012 г., Гога Н.П., Рыжченко О.С. – февраль, апрель 2013 г.). Рекомендованы к защите и поданы в Специализированные советы еще 8 кандидатских диссертаций (Кречетова В.А., Якимчук А. П., Чернолясов Р.И., Гурьева И.В., Хабусева М.С., Маренич В.М., Митина А.Н., Романюк Л.Б.). Большинство этих диссертационных исследований также связано с проблемами непрерывного образования;
  • среди 4-х лучших экономических вузов Харькова НУА получила стипендию корпорации АВЭК за научные достижения;
  • лучшие учащиеся школы и студенты университета были отмечены стипендией городского головы «Одаренность», среди них: Шарая А. (БУ-21), Бабанина В. (БУ-31); стипендией Концерна АВЭК Михалев В. (БУ – 52), стипендией «Лучший ученик учебного заведения» – Левченко М. (11- А);
  • подписаны документы, закрепляющие сотрудничество с: Педагогическим университетом г. Вайнгартен (ФРГ), Щецинским университетом (Польша), Швейцарской школой бизнеса в Монтре (Швейцария), Канадским колледжем английского языка (Канада), Минским институтом управления (Республика Беларусь), Ленинградским государственным университетом им. А. С. Пушкина (РФ), Омским государственным университетом им. Ф. М. Достоевского (РФ), МБОУ СОШ № 75 городского округа г. Воронеж (РФ), МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 52 г. Курска (РФ), МОУ СОШ № 11 г. Белгорода (РФ), МОУ СОШ № 35 г. Белгорода (РФ).

По результатам экспериментальной работы в отчетном году открыта специальная страничка на сайте НУА «Внимание! Социальный эксперимент».

Основные направления работы

В ходе эксперимента работа идет одновременно в нескольких направлениях. С одной стороны, проводятся целенаправленные теоретические исследования, связанные с абсолютно новыми для Украины проблемами институционализации непрерывного образования, с реализацией, принятой в НУА в 2006 году концепции создания нового образовательного модуля (до 2020 года). Первые наши публикации по этой проблеме появились еще до официальной регистрации Народной украинской академии – в конце 80-х годов. Систематические исследования начались в середине 1990-х, когда мы получили право набора в собственную аспирантуру, и были утверждены темы первых кандидатских и докторских диссертаций.

Можно с уверенностью утверждать, что до этого времени диссертационных исследований по проблемам непрерывного образования в Украине не было. В изданиях НУА появились первые результаты научных исследований по данной проблематике; на базе НУА и по ее инициативе прошли первые региональные и международные научные конференции по непрерывке. К 2005 году подобные конференции, защиты диссертаций и подготовка монографий вошли у нас в четко отрегулированную систему (минимум 3-5 защит и 2-3 монографии в год).

В 2012/2013 учебном году в этом направлении были достигнуты следующие результаты:

  • Издана коллективная монография «Инновационный поиск продолжается», в которой впервые в научной литературе обобщен мировой опыт становления непрерывного образования;

01

  • Свет увидели 6 монографий, 3 сборника статей и 6 материалов конференций, среди которых: Тимошенков І. В. Інституційні основи розвитку системи освіти : монографія / І. В. Тимошенков. – Харьков : Изд-во НУА, 2013. – 250 с.; Коллективная монография «Развитие профессионального непрерывного образования в постиндустриальной России и на Украине». Под научной редакцией Т.Ю. Ломакиной, И.А. Топпасхановой, А. П. Сухозимцевой, Москва 2012 г., 346 с.; Вчені записки Харківського гуманітарного університету «Народна українська академія» / [редкол.: В. І. Астахова (голов. ред.) та ін.]. - Т. 19. – Х. : Вид-во НУА, 2013. - 616 с.;

02

Один Великий День из истории Харькова (23 августа 1943 года) / авт. кол.: Астахова В.И. (рук.), Астахова Е.В., Белоусова Е.В. и др.; под общ. ред. В.И.Астаховой. - Харьков: Изд-во НУА, 2013. – 96 с.;

03

Интеграция науки и образования – парадигма ХХІ века : материалы междунар. науч.-теорет. конф., 18 февр. 2013 г. / М-во образования и науки, молодежи и спорта Украины, Ин-т высшего образования АПН Украины, Харьк. гуманитар. ун-т «Нар. укр. акад.» [и др. ; редкол.: В. И. Астахова (гл. ред.) и др.]. – Харьков : Изд-во НУА, 2013. – 356 с.;
Роль образования и науки в определении инновационных тенденций современности: программа и материалы междунар. науч.-теорет. конф. молодых ученых, 12 апреля 2013 г. / Нар. укр. акад. – Харьков: Изд-во НУА, 2013. – 126 с.; Интеграционные процессы в сфере науки и образования: проблемы реализации в общеобразовательной школе : прогр. и материалы XХ регион. науч.-практ. конф. учителей, 13 апр. 2013 г. / Нар. укр. акад. – Харьков: Изд-во НУА, 2013. – 122 с.; Студенческая наука в контексте современного образования: достижения и перспективы: программа и материалы XX Междунар. студенч. науч. конф., 13 апреля 2013 г. / Нар. укр. акад. – Харьков: Изд-во НУА, 2013. – 182 с.

Показатели издания научной и справочной продукции за 2012/2013 учебный год представлены в таблице 1.

Таблица 1

Научные и справочные издания (кол./печ. л.)

2012/2013 уч. год

Монографии

6/91,83

Главы в мон. (внеш)

19/15,8

Автореф. и брошюры

6/7,1

Справочные издания

3/26

Статьи в сборниках НУА

90/33,83

Статьи в др. изд

135/61,88

Тезисы в материалах конферен-ций НУА

105/19,3

Тезисы в др. изд.

149/31,8

Студ. публ.

262/32,31

Всего

774/319,9

В целом, за учебный год преподавателями, учителями, студентами и аспирантами НУА опубликовано 922 работы общим объемом 922,16 п.л.

В 2012/2013 учебном году было проведено: 6 научных конференций (из них 2 – международные): Международная научно-теоретическая конференция «Интеграция науки и образования – парадигма ХХІ века» (18.02.13); ХХ Международная студенческая научная конференция «Студенческая наука в контексте современного образования: достижения и перспективы» (13.04.13);

04

05

Межвузовская научно-практическая конференция «Экспертные оценки элементов учебного процесса» (3.11.12); научно-теоретическая конференция молодых ученых «Роль образования и науки в определении инновационных тенденций современности» (12.04.13); ХХ региональная научно-практическая конференция учителей «Интеграционные процессы в сфере науки и образования: проблемы реализации в общеобразовательной школе» (13.04.13); VI конференция молодых ученых кафедры экономики предприятия «Управление как фактор экономического равновесия» (12.12.12).

Наряду с этим, были проведены региональный «круглый стол» на тему «Гуманітарна політика як фактор сталого громадського розвитку» (10.07.12);

06

межвузовский методологический семинар «Преподаватель как ключевой субъект реализации инноваций в образовании» (17.12.12); научно-методический семинар учителей истории школ города по подготовке к конкурсу социальных проектов (9.10.|9,10912); межкафедральный теоретико-методологический семинар «Изменение общества через изменение образования» (15.04.13) и ряд других межкафедральных и кафедральных методологических семинаров.

В октябре 2012 совместно с Центром развивающего обучения и Украинской Ассоциацией РО была проведена Всеукраинская трехдневная учеба учителей РО, с целью презентации опыта кафедр, повышения квалификации учителей и апробации новых форм повышения квалификации педагогов.

Преподаватели академии в 2012/2013 учебном году представляли результаты своей научно-исследовательской работы на 183 конференциях и семинарах (389 участий).

07

В марте 2013 года учителя СЭПШ представили свои работы на ХХ Областной выставке-ярмарке педагогических идей (15 работ). 6 работ награждены дипломами І, ІІ и ІІІ степени (в прошлом году таких работ было 5). В мае 2013 года вышел очередной ХІХ том ежегодника «Ученые записки ХГУ «НУА»», первый раздел которого целиком посвящен результатам экспериментальной работы.

Вторым направлением деятельности коллектива академии стала подготовка кадров преподавателей, учебно-вспомогательного персонала и сотрудников, – кадров новой генерации, способных трудиться в новой образовательной среде, готовых к работе «в единой команде», на протяжении длительного времени нарабатывая на общий результат, к тому же еще и не всегда отчетливо видимый. Для реализации планов требовалось мотивированная, целенаправленная, скоординированная деятельность всех участников педагогического процесса. Творческий поиск продуктивных функциональных связей между преподавателями различных дисциплин и квалификационных уровней обучения, работающих на достижение сообща сформулированной цели, способствовал формированию и развитию психолого-педагогических компетенций педагогов, интегрированию профессиональных знаний каждого члена коллектива, обеспечивал формирование здорового психологического климата – важнейшего условия коллективного творчества.

08

Сегодня в ХГУ работает: докторов наук - 9 чел. (8%), с кандидатской степенью 67 чел., что составляет 60 % (в прошлом году – 58%). Таким образом, уровень «остепененности» преподавателей ХГУ составил 68%.

09

Рис. 1. Динамика изменения кадрового состава ХГУ

Очевидно, что при некотором снижении количества ППС в ХГУ его качественные характеристики улучшаются. Суммарно число преподавателей с ученой степенью составляет 68 % (в прошлом году – 67%).

Кадровый состав СЭПШ достаточно стабилен: сегодня здесь работает 43 человека (без преподавателей высшей школы, привлекаемых к работе в СЭПШ). В ДШРР работает 17 человек.

Качественный состав учителей СЭПШ также претерпел некоторые изменения (см. таблицу 2).

Таблица 2

Динамика изменения качественного состава учителей СЭПШ

Категория, звание

 

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2012-2013

Учителя-методисты

11

12

10

12

10

Старшие учителя

10

5

9

7

7

Учителя высшей категории

35

31

31

27

23

Учителя I категории

5

5

7

6

9

Учителя II категории

6

6

8

7

7

Учителя-специалисты

8

7

10

7

7

В отчетном году повысили категорию 3 чел.: получили звание «учитель-методист» – 1, «учитель высшей категории» – 1, «специалист второй категории» – 1 .

Безусловным достижением академии является подготовка собственных кадров. Сегодня в составе кадрового корпуса НУА 54 чел. – выпускники НУА, в т.ч.:

  • ХГУ – 29 человек;
  • СЭПШ – 2 человека;
  • сотрудники – 23 человека.

Значительная работа проводится в НУА по совершенствованию качественного состава персонала. В отчетном году Ученым Советом НУА рассмотрено и утверждено 5 представлений по избранию на должности (в 2009/2010 – 3, в 2010/2011 – 4, в 2011/2012 – 7,) и 2 – на звания (в 2009/10 – 1; в 2010/2011 – 6, в2011/2012 - 9):

  • человека – на должность старшего преподавателя (Твердохвалова Ю.Л., Рыжченко О.С.);
  • человека – на должность доцента (Петрова А.Ю., Милославская Е.В., Подлесный Д.В.);
  • 2 человека – на звание доцента (Бублик И.Ф. (положительное решение МОН Украины от 30.11.2012 г.), Нечитайло И.С. (рекомендована Ученым советом НУА 22.04.2013).

Большое внимание уделяется повышению квалификации научно-педагогических кадров. Основные ее формы – обучение в докторантуре, аспирантуре, соискательство, обучение на курсах повышения квалификации при различных международных центрах, учебных заведениях, обучение в летних школах в рамках различных проектов (в том числе и в НУА), прохождение научно-педагогических стажировок в ведущих вузах Харькова и Украины, на предприятиях и в организациях как Украины, так и зарубежья. В отчетном году в академии традиционно проводились методологические и методические семинары, что давало возможность учительскому и преподавательскому составу повышать квалификацию без отрыва от учебного процесса.

Продолжила функционирование аспирантура и докторантура. По состоянию на 01.06.13 число аспирантов и соискателей в ХГУ «НУА» составило 62 человека, которые работают над кандидатскими диссертациями по 8 специальностям.

10

18 преподавателей академии работают над утвержденными темами докторских диссертаций.

Научно-образовательный, поисковый процесс, реализуемый в соответствии с педагогическим принципом «работа в команде», позволил не только стимулировать рост компетентности педагогов, но и установить между членами коллектива продуктивные отношения, результатом которых стало создание принципиально новой образовательной структуры, что было третьей составляющей нашей деятельности.

Главным достижением за эти годы в том числе и за отчетный 2012/2013 учебный год мы считаем общественное признание того, что новый интегрированный образовательный комплекс, как система, обеспечивающая взаимосвязь и взаимодействие, взаимопроникновение всех ее структурных элементов, существует, функционирует и дает положительные, качественные результаты. В качестве подтверждения – выдержка из письма проф. МГУ им. М.В. Ломоносова Е.И. Кукушкиной ректору ХГУ «НУА» проф. Е. В. Астаховой.

«…С большим интересом познакомилась с сайтом НУА и просто восхитилась той огромной и разнообразной просветительской работой, которая проводится в Вашей Академией. Из всех известных мне учебных заведений России нет ни одного, хоть отдаленно похожего в этом отношении на НУА. Как должны быть, счастливы семьи тех детей, которым посчастливилось проходить такую богатую своим содержанием и человеческим отношением школу воспитания и образования! От всей души желаю всему коллективу НУА – от ее ректора до самого маленького труженика – здоровья, успехов и дальнейшего процветания».

В отчетном году отчет об экспериментальной работе ХГУ «НУА» за истекшие пять лет заслушивался на коллегии Департамента науки и образования ХОГА в феврале 2013 года опыт ХГУ «НУА» по реализации идеи непрерывного образования получил высокую оценку. Свидетельством признания работы Академии по эксперименту в 2012/2013 учебном году стали и награды, полученные ее коллективом.

Проблемы и задачи

Достижение поставленных нами целей существенно усложнялось не только полным отсутствием государственного финансирования эксперимента, но и необходимостью обеспечивать высококачественный набор студентов и школьников, их нестандартную подготовку в свете новейших требований и их трудоустройство. Большой проблемой остается до сих пор полное отсутствие правового поля деятельности приватного учебного заведения и функционирования экспериментальной площадки.

В плане дальнейшего совершенствования экспериментальной работы считаем необходимым:

1. Сохранение созданной за 22 года особой, культурно-образовательной среды, способной обеспечить благоприятные условия для обучения и воспитания на принципах life long Education и представляющей собой профессионально-образовательное и культурное пространство, создающее возможности формирования духовно-нравственных ценностей и здорового образа жизни всех субъектов учебно-воспитательного процесса.

2. Укрепление кадрового потенциала, понимающего и принимающего особенности педагогической работы в новых исторических условиях, сознающего, что личный пример воспитателя – главный вектор воспитательной работы; последовательная реализация программы «Воспитания воспитателей», принятой Советом НУА в январе 2013 года.

3. Дальнейшая разработка теоретических основ и системы практических мероприятий, обеспечивающих преемственность и активное участие, инициативность всех субъектов учебно-воспитательного процесса в решении стоящих перед коллективом задач.

4. Обеспечение реального внедрения в учебный процесс интегрированных учебных программ, работа над которыми будет завершена полностью до конца 2013/14 учебного года (право, социология, романо-германская филология, перевод).

5. Всем кафедрам до 2015 года подготовить публикации с анализом их роли и обобщением результатов их деятельности по реализации идей непрерывного образования (под рубрикой навстречу 25-летию НУА).

6. Способствовать активизации работы общественных организаций НУА, органов студенческого и ученического самоуправления, нацеливая их деятельность на совершенствование модели непрерывного образования.

Отчет подготовлен

Советником ректора ХГУ «НУА»,

д-р. .ист. наук., проф. Астаховой В. И.