ОТЧЕТ о ходе эксперимента «Концептуальные основы и модель непрерывного инновационного гуманитарного образования и воспитания» в Харьковском гуманитарном университете «Народная украинская академия», осуществляемого на основании приказов Министра № 39 от 13.02.97 г., № 584 от 16.10.02 г., № 382 от 14.05.07 г. и № 884 от 02.08.2012. У мирового сообщества в XXI веке нет альтернативы непрерывному образованию. Вместе с тем следует признать, что вся мировая система образования все еще стоит в самом начале этого пути, не всегда отчетливо осознавая сущность и основные направления, неотвратимость перехода к принципам «непрерывки». Отсюда очевидная необходимость расширения экспериментальной работы, позволяющей определять оптимальные варианты движения по этому пути. Особенно остро потребность в обновлении системы образования стоит в Украине, где трудности процесса преодоления кризисных явлений в образовании были связаны не только с глобальными факторами, но и с сугубо внутренними причинами, в первую очередь с затянувшимся на многие годы системным кризисом. Отсюда интенсивность поиска оптимальных путей такого обновления, в частности создания системы непрерывного образования, которая базируется на трех основополагающих компонентах: обеспечение качественности и доступности образования, создание условий для постоянного самосовершенствования человека на протяжении всей его жизни и осуществление кардинальных структурных преобразований внутри системы. Эти три стратегические задачи были сформулированы более 20 лет тому назад. К их решению неоднократно подступались на разных уровнях, но, к сожалению, даже основополагающий правовой документ – Закон Украины «Об образовании» не дает необходимой правовой основы для осуществления широкомасштабной работы. Над проблемами преемственности в обучении и воспитании, над созданием оригинальной модели непрерывного образования в НУА начали работать с 1990 года. Собственно именно в этом заключался главный смысл создания НУА, теоретической и практической деятельности всего коллектива на протяжении всей истории ее существования. И спустя два десятилетия с момента рождения академии, мы пришли к твердому убеждению в том, что не ошиблись в выборе стратегических ориентиров, что сумели найти свой собственный нелегкий, но очень результативный путь, сказать свое слово и в разработке теоретических проблем и в процессе практического обновления национальной системы образования. В 2012/2013 учебном году работа академии как учебно-научного комплекса непрерывного образования проводилась в соответствии с Законами Украины «Об образовании», «О высшем образовании», Концепцией развития НУА до 2020 года, годовым планом работы и программами развития по отдельным конкретным направлениям: «Управление качеством учебного процесса в НУА», «Кадры», «Гражданско-патриотического воспитания студентов и школьников НУА», «Здоровье», «Сопровождение выпускников», «Развития и образовательной деятельности СЭПШ ХГУ «НУА»», «Родители» и др. Главные достижения 2012/2013 учебного года В 2012/13 учебном году достигнуты весомые, значимые результаты, свидетельствующие о наличии позитивной динамики в развитии эксперимента по непрерывному образованию:
По результатам экспериментальной работы в отчетном году открыта специальная страничка на сайте НУА «Внимание! Социальный эксперимент». Основные направления работы В ходе эксперимента работа идет одновременно в нескольких направлениях. С одной стороны, проводятся целенаправленные теоретические исследования, связанные с абсолютно новыми для Украины проблемами институционализации непрерывного образования, с реализацией, принятой в НУА в 2006 году концепции создания нового образовательного модуля (до 2020 года). Первые наши публикации по этой проблеме появились еще до официальной регистрации Народной украинской академии – в конце 80-х годов. Систематические исследования начались в середине 1990-х, когда мы получили право набора в собственную аспирантуру, и были утверждены темы первых кандидатских и докторских диссертаций. Можно с уверенностью утверждать, что до этого времени диссертационных исследований по проблемам непрерывного образования в Украине не было. В изданиях НУА появились первые результаты научных исследований по данной проблематике; на базе НУА и по ее инициативе прошли первые региональные и международные научные конференции по непрерывке. К 2005 году подобные конференции, защиты диссертаций и подготовка монографий вошли у нас в четко отрегулированную систему (минимум 3-5 защит и 2-3 монографии в год). В 2012/2013 учебном году в этом направлении были достигнуты следующие результаты:
Один Великий День из истории Харькова (23 августа 1943 года) / авт. кол.: Астахова В.И. (рук.), Астахова Е.В., Белоусова Е.В. и др.; под общ. ред. В.И.Астаховой. - Харьков: Изд-во НУА, 2013. – 96 с.;
Интеграция науки и образования – парадигма ХХІ века : материалы междунар. науч.-теорет. конф., 18 февр. 2013 г. / М-во образования и науки, молодежи и спорта Украины, Ин-т высшего образования АПН Украины, Харьк. гуманитар. ун-т «Нар. укр. акад.» [и др. ; редкол.: В. И. Астахова (гл. ред.) и др.]. – Харьков : Изд-во НУА, 2013. – 356 с.;
Роль образования и науки в определении инновационных тенденций современности: программа и материалы междунар. науч.-теорет. конф. молодых ученых, 12 апреля 2013 г. / Нар. укр. акад. – Харьков: Изд-во НУА, 2013. – 126 с.; Интеграционные процессы в сфере науки и образования: проблемы реализации в общеобразовательной школе : прогр. и материалы XХ регион. науч.-практ. конф. учителей, 13 апр. 2013 г. / Нар. укр. акад. – Харьков: Изд-во НУА, 2013. – 122 с.; Студенческая наука в контексте современного образования: достижения и перспективы: программа и материалы XX Междунар. студенч. науч. конф., 13 апреля 2013 г. / Нар. укр. акад. – Харьков: Изд-во НУА, 2013. – 182 с.
Показатели издания научной и справочной продукции за 2012/2013 учебный год представлены в таблице 1. Таблица 1 Научные и справочные издания (кол./печ. л.)
В целом, за учебный год преподавателями, учителями, студентами и аспирантами НУА опубликовано 922 работы общим объемом 922,16 п.л. В 2012/2013 учебном году было проведено: 6 научных конференций (из них 2 – международные): Международная научно-теоретическая конференция «Интеграция науки и образования – парадигма ХХІ века» (18.02.13); ХХ Международная студенческая научная конференция «Студенческая наука в контексте современного образования: достижения и перспективы» (13.04.13); Межвузовская научно-практическая конференция «Экспертные оценки элементов учебного процесса» (3.11.12); научно-теоретическая конференция молодых ученых «Роль образования и науки в определении инновационных тенденций современности» (12.04.13); ХХ региональная научно-практическая конференция учителей «Интеграционные процессы в сфере науки и образования: проблемы реализации в общеобразовательной школе» (13.04.13); VI конференция молодых ученых кафедры экономики предприятия «Управление как фактор экономического равновесия» (12.12.12). Наряду с этим, были проведены региональный «круглый стол» на тему «Гуманітарна політика як фактор сталого громадського розвитку» (10.07.12); межвузовский методологический семинар «Преподаватель как ключевой субъект реализации инноваций в образовании» (17.12.12); научно-методический семинар учителей истории школ города по подготовке к конкурсу социальных проектов (9.10.|9,10912); межкафедральный теоретико-методологический семинар «Изменение общества через изменение образования» (15.04.13) и ряд других межкафедральных и кафедральных методологических семинаров.
В октябре 2012 совместно с Центром развивающего обучения и Украинской Ассоциацией РО была проведена Всеукраинская трехдневная учеба учителей РО, с целью презентации опыта кафедр, повышения квалификации учителей и апробации новых форм повышения квалификации педагогов. Преподаватели академии в 2012/2013 учебном году представляли результаты своей научно-исследовательской работы на 183 конференциях и семинарах (389 участий). В марте 2013 года учителя СЭПШ представили свои работы на ХХ Областной выставке-ярмарке педагогических идей (15 работ). 6 работ награждены дипломами І, ІІ и ІІІ степени (в прошлом году таких работ было 5). В мае 2013 года вышел очередной ХІХ том ежегодника «Ученые записки ХГУ «НУА»», первый раздел которого целиком посвящен результатам экспериментальной работы. Вторым направлением деятельности коллектива академии стала подготовка кадров преподавателей, учебно-вспомогательного персонала и сотрудников, – кадров новой генерации, способных трудиться в новой образовательной среде, готовых к работе «в единой команде», на протяжении длительного времени нарабатывая на общий результат, к тому же еще и не всегда отчетливо видимый. Для реализации планов требовалось мотивированная, целенаправленная, скоординированная деятельность всех участников педагогического процесса. Творческий поиск продуктивных функциональных связей между преподавателями различных дисциплин и квалификационных уровней обучения, работающих на достижение сообща сформулированной цели, способствовал формированию и развитию психолого-педагогических компетенций педагогов, интегрированию профессиональных знаний каждого члена коллектива, обеспечивал формирование здорового психологического климата – важнейшего условия коллективного творчества. Сегодня в ХГУ работает: докторов наук - 9 чел. (8%), с кандидатской степенью 67 чел., что составляет 60 % (в прошлом году – 58%). Таким образом, уровень «остепененности» преподавателей ХГУ составил 68%. Рис. 1. Динамика изменения кадрового состава ХГУ Очевидно, что при некотором снижении количества ППС в ХГУ его качественные характеристики улучшаются. Суммарно число преподавателей с ученой степенью составляет 68 % (в прошлом году – 67%). Кадровый состав СЭПШ достаточно стабилен: сегодня здесь работает 43 человека (без преподавателей высшей школы, привлекаемых к работе в СЭПШ). В ДШРР работает 17 человек. Качественный состав учителей СЭПШ также претерпел некоторые изменения (см. таблицу 2). Таблица 2 Динамика изменения качественного состава учителей СЭПШ
В отчетном году повысили категорию 3 чел.: получили звание «учитель-методист» – 1, «учитель высшей категории» – 1, «специалист второй категории» – 1 . Безусловным достижением академии является подготовка собственных кадров. Сегодня в составе кадрового корпуса НУА 54 чел. – выпускники НУА, в т.ч.:
Значительная работа проводится в НУА по совершенствованию качественного состава персонала. В отчетном году Ученым Советом НУА рассмотрено и утверждено 5 представлений по избранию на должности (в 2009/2010 – 3, в 2010/2011 – 4, в 2011/2012 – 7,) и 2 – на звания (в 2009/10 – 1; в 2010/2011 – 6, в2011/2012 - 9):
Большое внимание уделяется повышению квалификации научно-педагогических кадров. Основные ее формы – обучение в докторантуре, аспирантуре, соискательство, обучение на курсах повышения квалификации при различных международных центрах, учебных заведениях, обучение в летних школах в рамках различных проектов (в том числе и в НУА), прохождение научно-педагогических стажировок в ведущих вузах Харькова и Украины, на предприятиях и в организациях как Украины, так и зарубежья. В отчетном году в академии традиционно проводились методологические и методические семинары, что давало возможность учительскому и преподавательскому составу повышать квалификацию без отрыва от учебного процесса. Продолжила функционирование аспирантура и докторантура. По состоянию на 01.06.13 число аспирантов и соискателей в ХГУ «НУА» составило 62 человека, которые работают над кандидатскими диссертациями по 8 специальностям. 18 преподавателей академии работают над утвержденными темами докторских диссертаций. Научно-образовательный, поисковый процесс, реализуемый в соответствии с педагогическим принципом «работа в команде», позволил не только стимулировать рост компетентности педагогов, но и установить между членами коллектива продуктивные отношения, результатом которых стало создание принципиально новой образовательной структуры, что было третьей составляющей нашей деятельности. Главным достижением за эти годы в том числе и за отчетный 2012/2013 учебный год мы считаем общественное признание того, что новый интегрированный образовательный комплекс, как система, обеспечивающая взаимосвязь и взаимодействие, взаимопроникновение всех ее структурных элементов, существует, функционирует и дает положительные, качественные результаты. В качестве подтверждения – выдержка из письма проф. МГУ им. М.В. Ломоносова Е.И. Кукушкиной ректору ХГУ «НУА» проф. Е. В. Астаховой. «…С большим интересом познакомилась с сайтом НУА и просто восхитилась той огромной и разнообразной просветительской работой, которая проводится в Вашей Академией. Из всех известных мне учебных заведений России нет ни одного, хоть отдаленно похожего в этом отношении на НУА. Как должны быть, счастливы семьи тех детей, которым посчастливилось проходить такую богатую своим содержанием и человеческим отношением школу воспитания и образования! От всей души желаю всему коллективу НУА – от ее ректора до самого маленького труженика – здоровья, успехов и дальнейшего процветания». В отчетном году отчет об экспериментальной работе ХГУ «НУА» за истекшие пять лет заслушивался на коллегии Департамента науки и образования ХОГА в феврале 2013 года опыт ХГУ «НУА» по реализации идеи непрерывного образования получил высокую оценку. Свидетельством признания работы Академии по эксперименту в 2012/2013 учебном году стали и награды, полученные ее коллективом. Проблемы и задачи Достижение поставленных нами целей существенно усложнялось не только полным отсутствием государственного финансирования эксперимента, но и необходимостью обеспечивать высококачественный набор студентов и школьников, их нестандартную подготовку в свете новейших требований и их трудоустройство. Большой проблемой остается до сих пор полное отсутствие правового поля деятельности приватного учебного заведения и функционирования экспериментальной площадки. В плане дальнейшего совершенствования экспериментальной работы считаем необходимым: 1. Сохранение созданной за 22 года особой, культурно-образовательной среды, способной обеспечить благоприятные условия для обучения и воспитания на принципах life long Education и представляющей собой профессионально-образовательное и культурное пространство, создающее возможности формирования духовно-нравственных ценностей и здорового образа жизни всех субъектов учебно-воспитательного процесса. 2. Укрепление кадрового потенциала, понимающего и принимающего особенности педагогической работы в новых исторических условиях, сознающего, что личный пример воспитателя – главный вектор воспитательной работы; последовательная реализация программы «Воспитания воспитателей», принятой Советом НУА в январе 2013 года. 3. Дальнейшая разработка теоретических основ и системы практических мероприятий, обеспечивающих преемственность и активное участие, инициативность всех субъектов учебно-воспитательного процесса в решении стоящих перед коллективом задач. 4. Обеспечение реального внедрения в учебный процесс интегрированных учебных программ, работа над которыми будет завершена полностью до конца 2013/14 учебного года (право, социология, романо-германская филология, перевод). 5. Всем кафедрам до 2015 года подготовить публикации с анализом их роли и обобщением результатов их деятельности по реализации идей непрерывного образования (под рубрикой навстречу 25-летию НУА). 6. Способствовать активизации работы общественных организаций НУА, органов студенческого и ученического самоуправления, нацеливая их деятельность на совершенствование модели непрерывного образования. Отчет подготовлен Советником ректора ХГУ «НУА», д-р. .ист. наук., проф. Астаховой В. И. |