Общая информацияХарьковский гуманитарный университет «Народная украинская академия» (ХГУ «НУА») имеет статус экспериментального учебно-научного комплекса Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины на протяжении пятнадцати лет. Все это время академия была экспериментальной педагогической площадкой Министерства образования Украины (приказы министра № 39 от 13.02.97 г., № 584 от 16.10.02 г., №382 от 14.05.07 г., № 884 от 02.08.2012 г. ). Народная украинская академия - высшее учебное заведение IV уровня аккредитации, основанное в мае 1991 г., создавалось именно с целью проведения эксперимента по отработке нового образовательного модуля, в рамках которого осуществляется непрерывное многоступенчатое образование от дошкольного до послевузовского.
Главной сутью эксперимента является интеграция разных уровней образовательной подготовки с целью обеспечения комплексного, гармоничного влияния на обучаемого, создание благоприятных условий для формирования творческой, активной, всесторонне подготовленной к жизни и труду личности.
В ходе эксперимента можно выделить четыре этапа. Первый этап - 1997-2002 гг. Уже на этом этапе эксперимента в изданиях НУА появились первые результаты научных исследований проблематики непрерывного образования; на базе НУА и по ее инициативе прошли первые региональные и международные научные конференции по этой проблематике. До конца 1990-х годов НУА вышла на плановые показатели создания принципиально новой модели образовательного комплекса, которая характеризуется кардинальными структурными новациями, основанными на общемировых тенденциях. С марта 2000 г. на базе НУА работает лаборатория по изучению процессов становления и развития непрерывного образования как структурное подразделение Института высшего образования Академии педагогических наук Украины. Второй этап - 2002 - 2007 гг. На протяжении второго этапа эксперимента конференции, защиты диссертаций и подготовка монографий по тематике непрерывного образования вошли в НУА в четко отрегулированную систему. Начиная с 2005 года, по проблемам непрерывного образования в НУА были защищены три докторские и 14 кандидатских диссертаций, посвященных обобщению первого опыта становления непрерывного образования в Украине. В итоге - для выполнения заданий эксперимента коллектив Народной украинской академии имеет значительный научно-педагогический потенциал. Получают развитие научные школы, которые осуществляют всестороннюю поддержку главного направления эксперимента. На третьем этапе - 2007 - 2012 гг. - в рамках экспериментальной работы были разработаны сквозные учебные программы, тематика научно-исследовательских работ - от курсовой до докторской. Была предложена авторская система последипломной подготовки и корпоративного обучения, созданы факультеты дополнительных специальностей и довузовской подготовки, внедрены программы: «Управления качеством учебного процесса в НУА», «Кадры», «Непрерывной практической подготовки школьников и студентов», «Сопровождения выпускников», «Гражданско-патриотического воспитания», «Художественно-эстетического воспитания» и др. Завершение этого пятилетнего этапа деятельности экспериментальной площадки дало существенные результаты, которые отображены в 14 монографиях, 856 статьях, 708 методических разработках. На сегодня в ХГУ «НУА» уже создана действующая модель нетрадиционного учебного заведения, в рамках которого осуществляется эксперимент по интеграции всех элементов учебно-воспитательного процесса как по горизонтали (отработка инновационных методик обучения и воспитательной работы на разных ступенях образования), так и по вертикали (интеграция учебных планов, программ, форм и методов работы на наиболее сложных «стыках» - между начальной и базовой школами, между средней школой и ВНЗ и т. др.).
Можно утверждать, что НУА - инновационный, интегрированный учебно-научный комплекс с четко сложившимися функциональными связями и структурно-координированным взаимодействием всех подразделений, с единой системой управления, конкретным закреплением основных аспектов деятельности в государственных документах, в частности, в лицензиях и сертификатах на IV уровень аккредитации ВНЗ в целом, каждой специальности отдельно и школы в частности, и главное - в проведении общей образовательной политики всеми субъектами комплекса, что позволяет отрабатывать и внедрять интегрированные учебные планы и программы, сквозные методы обучения и воспитания. Результаты работы комплекса активно внедряются в деятельность учебных заведений Украины и используются в практике управления образованием в Харьковском регионе. Комплекс создан, функционирует, получил признание, имеет авторитет и большое количество последователей. Деятельность в этом направлении имеет бесспорную поддержку Совета ректоров Харьковского региона и Харьковской областной государственной администрации.
|