Результаты многолетнего социального эксперимента в ХГУ «НУА»
Одним из важнейших показателей научно-исследовательской работы учебно-научного комплекса ХГУ «НУА» является дальнейшее развитие научных школ, целенаправленно работающих в русле единой проблематики – комплексной научной темы «Формирование интеллектуального потенциала общества в условиях современных социальных трансформаций». В рамках темы велась работа над проблемами инновационных тенденций в украинском образовании, прежде всего, над обобщением результатов многолетнего социального эксперимента по интегрированию в единый учебно-научный комплекс всех образовательных ступеней, по которым осуществляется подготовка в учебных заведениях Украины. Отчет об итогах социального эксперимента по становлению авторской модели непрерывного образования в виде докладной записки утвержден на Ученом Совете ХГУ «НУА» (протокол №3 от 24.10.2016 г.) и представлен в Департамент высшего образования Министерства образования и науки Украины, Департамент образования и науки Харьковской областной государственной администрации, Харьковскую академию непрерывного образования. В докладной записке проанализированы результаты трех основных направлений, по которым осуществлялся эксперимент, выделены главные достижения (теоретические разработки, решение кадровых проблем, построение инновационной структуры учебно-научного комплекса). Разработана система базовых принципов функционирования инновационного учебного заведения непрерывного образования. Обоснован и практически подтвержден методологический вывод о том, что единое образовательное пространство должно быть одновременно и единым воспитательным пространством, включающим в себя и учебное заведение, и свободную внешнюю среду и семейное окружение. Определены особенности работы с родителями на разных этапах обучения, материал опубликован в коллективной монографии «Партнерство ради будущего». Сформулирован вывод о том, что непрерывное образование есть процесс развитие личности, протекающий в открытой среде, базирующейся на активной, творческой, преобразующей (прежде всего, самого себя) деятельности обучаемого, то есть непрерывное образование есть процесс личностного саморазвития, позволяющий обучаемому овладеть общей культурой и культурой профессиональной деятельности, что облегчает адаптацию человека, как в обществе, так и в профессиональной среде. |