Что ожидают первокурсники от учебы в академии?.. (по результатам социологического опроса студентов, проведенного лабораторией проблем высшей школы 1 сентября 2014 г.)

852Описывая словами атмосферу НУА, в которую окунулись студенты-первокурсники, большинство из них использовали такие слова, как «комфорт», «теплота», «уют», «душевность», «гостеприимство» и др. Они отметили, что в Академии есть нечто особенное, отличающее ее от других учебных заведений. При этом они использовали прилагательные, которые можно объединить в группу «взаимопонимание/дружелюбие/уважение». Около половины участников опроса уже ощутили, что атмосфера в университете соответствует девизу НУА «Образование. Интеллигентность. Культура», открывает новые возможности и перспективы для самореализации.

Что же ожидают будущие выпускники НУА на старте своего обучения? По данным опроса, ожидания большинства участников связаны, прежде всего, с возможностью реализовать и проявить свои способности, погрузиться в интересную студенческую жизнь, обрести новый круг общения. Их радует перспектива стать специалистом высокой квалификации, получить профессию, которая нравится, и качественное образование в стенах университета. Большая часть видит свою роль как студента НУА именно в ответственном отношении к получению знаний по специальности и дополнительных знаний. Первокурсники ожидают, что НУА даст им возможность сделать карьеру, развить необходимые для жизненного успеха качества и расширить свой кругозор, развить эрудицию.

Треть студентов-первокурсников обучение в университете связывают с ожиданиями стабильного материального дохода в будущем, с участием в разнообразных студенческих мероприятиях, возможностью интересно учиться и познакомиться с квалифицированными преподавателями, специалистами. И лишь немногие понимают, что университет может открыть перспективы участия в научных исследованиях по интереснейшим социальным проблемам и проблемам, связанным с профессиональным становлением будущих специалистов.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: «Что из перечисленного соответствует Вашим ожиданиям от учебы в НУА?» (ранг)

 

 

СМ

1.

Возможность самореализации, проявления своих способностей.

4

2.

Возможность развить необходимые для жизненного успеха качества.

5-7

3.

Возможность интересно учиться.

11

4.

Перспектива стать специалистом высокой квалификации.

2-3

5.

Интересная студенческая жизнь, новый круг общения.

1

6.

Получение качественного образования.

8-10

7.

Знакомство с квалифицированными преподавателями, специалистами.

12

8.

Получение профессии, которая мне нравится.

5-7

9.

Возможность сделать карьеру.

2-3

10.

Обеспечение стабильного материального дохода в будущем.

8-10

11.

Участие в разнообразных студенческих мероприятиях.

8-10

12.

Возможность расширить свой кругозор, развить эрудицию.

5-7

13.

Участие в научных исследованиях по интересующим меня проблемам.

13

Первокурсники НУА активны в своих начинаниях. Эта активность связана не только с желанием постигать азы профессии, но и с участием в различных формах внеучебной работы в период обучения. Так, например, по данным опроса большинство выразили желание участвовать в работе творческих коллективов и студенческих клубов НУА. Около половины хотели бы принять участие в волонтерских программах, шефской работе. Треть первокурсников готовы попробовать свои силы в организации и проведении культмассовых мероприятий, стать членами спортивных секций.

Несмотря на то, что около половины первокурсников свою роль как студента НУА видят в реализации лидерских качеств при организации студенческого самоуправления, проявить себя в качестве лидера хотели бы не многие. Низкий уровень активности во внеучебное время проявляется и в желании стать участниками научных мероприятий.

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: «В каких формах внеучебной работы Вы хотели бы принимать участие в период обучения в НУА?» (ранг)

 

 

СМ

1.

В работе студенческих клубов (Евроклуб, Английский клуб, Политклуб, Бизнесклуб).

2-3

2.

В работе творческих коллективов (вокального, танцевального, театрального и др.).

1

3.

В студенческом самоуправлении.

5-7

4.

В работе спортивных секций.

5-7

5.

В волонтерских программах, шефской работе.

4

6.

В проведении научных исследований.

2-3

7.

В проведении культмассовых мероприятий.

5-7

Треть первокурсников в роли студента готовы проявлять активность в решении вопросов учебно-воспитательного процесса, каждый четвертый – ориентирован на укрепление имиджа НУА и выполнение правил корпоративной культуры, каждый пятый видит свою роль в проявлении собственной гражданской позиции.

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос: «В чем, прежде всего, Вы видите свою роль как студента НУА?» в зависимости от факультета, (ранг)

 

 

СМ

1.

В выполнении правил корпоративной культуры НУА.

3-4

2.

В проявлении активности в решении вопросов учебно-воспитательного процесса.

1-2

3.

В ответственном отношении к получению знаний по специальности и дополнительных знаний.

1-2

4.

В реализации лидерских качеств при организации студенческого самоуправления.

3-4

5.

В укреплении имиджа НУА.

5-6

Социологи свою роль как студента НУА в большей степени видят в проявлении активности при решении вопросов учебно-воспитательного процесса.

Надеемся, ожидания будущих социологов оправдаются. И они смогут реализовать себя в различных направлениях деятельности: учебной, научной, творческой…