Что ожидают первокурсники от учебы в академии?.. (по результатам социологического опроса студентов, проведенного лабораторией проблем высшей школы 1 сентября 2014 г.) |
Описывая словами атмосферу НУА, в которую окунулись студенты-первокурсники, большинство из них использовали такие слова, как «комфорт», «теплота», «уют», «душевность», «гостеприимство» и др. Они отметили, что в Академии есть нечто особенное, отличающее ее от других учебных заведений. При этом они использовали прилагательные, которые можно объединить в группу «взаимопонимание/дружелюбие/уважение». Около половины участников опроса уже ощутили, что атмосфера в университете соответствует девизу НУА «Образование. Интеллигентность. Культура», открывает новые возможности и перспективы для самореализации. Что же ожидают будущие выпускники НУА на старте своего обучения? По данным опроса, ожидания большинства участников связаны, прежде всего, с возможностью реализовать и проявить свои способности, погрузиться в интересную студенческую жизнь, обрести новый круг общения. Их радует перспектива стать специалистом высокой квалификации, получить профессию, которая нравится, и качественное образование в стенах университета. Большая часть видит свою роль как студента НУА именно в ответственном отношении к получению знаний по специальности и дополнительных знаний. Первокурсники ожидают, что НУА даст им возможность сделать карьеру, развить необходимые для жизненного успеха качества и расширить свой кругозор, развить эрудицию. Треть студентов-первокурсников обучение в университете связывают с ожиданиями стабильного материального дохода в будущем, с участием в разнообразных студенческих мероприятиях, возможностью интересно учиться и познакомиться с квалифицированными преподавателями, специалистами. И лишь немногие понимают, что университет может открыть перспективы участия в научных исследованиях по интереснейшим социальным проблемам и проблемам, связанным с профессиональным становлением будущих специалистов. Таблица 1 Распределение ответов на вопрос: «Что из перечисленного соответствует Вашим ожиданиям от учебы в НУА?» (ранг)
Первокурсники НУА активны в своих начинаниях. Эта активность связана не только с желанием постигать азы профессии, но и с участием в различных формах внеучебной работы в период обучения. Так, например, по данным опроса большинство выразили желание участвовать в работе творческих коллективов и студенческих клубов НУА. Около половины хотели бы принять участие в волонтерских программах, шефской работе. Треть первокурсников готовы попробовать свои силы в организации и проведении культмассовых мероприятий, стать членами спортивных секций. Несмотря на то, что около половины первокурсников свою роль как студента НУА видят в реализации лидерских качеств при организации студенческого самоуправления, проявить себя в качестве лидера хотели бы не многие. Низкий уровень активности во внеучебное время проявляется и в желании стать участниками научных мероприятий. Таблица 2 Распределение ответов на вопрос: «В каких формах внеучебной работы Вы хотели бы принимать участие в период обучения в НУА?» (ранг)
Треть первокурсников в роли студента готовы проявлять активность в решении вопросов учебно-воспитательного процесса, каждый четвертый – ориентирован на укрепление имиджа НУА и выполнение правил корпоративной культуры, каждый пятый видит свою роль в проявлении собственной гражданской позиции. Таблица 3 Распределение ответов на вопрос: «В чем, прежде всего, Вы видите свою роль как студента НУА?» в зависимости от факультета, (ранг)
Социологи свою роль как студента НУА в большей степени видят в проявлении активности при решении вопросов учебно-воспитательного процесса. Надеемся, ожидания будущих социологов оправдаются. И они смогут реализовать себя в различных направлениях деятельности: учебной, научной, творческой… |