Соцопрос студентов I курса |
Социологов заинтересовал вопрос «Как представляют наши первокурсники свое профессиональное и личностное будущее?» В ноябре 2013 года студентам I курса всех факультетов дневной формы обучения было предложено написать сочинения на тему «Я через 10 лет. Каким себя вижу». И вот, что получилось. Сначала работа с сочинениями натолкнула на мысль, что для первокурсников жизнь через 10 лет – некая игра в благополучное будущее. Оказалось, что примерно 80 % сочинений написаны как будто под копирку. Писали примерно так: «Через 10 лет мне будет …. Я вижу себя «успешным человеком», «успешным бизнесменом» («успешной бизнес-леди»), «успешной женщиной и мамой», «успешным руководителем» и т. д. Сложилось впечатление, что источником формирования представлений участников исследования о будущем выступает не учебное заведение и даже не семья, а некое иллюзорное знание, в основе которого лежит обыденность мышления. Но это только на первый взгляд… На самом деле, рассуждая о будущем, юноши и девушки в понятие «успешность» вкладывают нечто большее: «Самое главное, как мне кажется, это то, что я планирую быть успешной и счастливой девушкой, которая умеет совмещать работу, личную жизнь, умеет распределять свое время и не распыляться по мелочам». «Вперед меня тащит мое желание быть успешной. Мое будущее для меня – очень серьезная миссия, которую я должна непременно выполнить, иначе, зачем я родилась на свет, ведь в мире есть так много светлого и чистого». «Думая о том, каким я стану через 10 лет, я все же храню надежду о сохранении себя как личности, невзирая на те метаморфозы, которые могут произойти со мной под влиянием времени, обстоятельств и окружения. Одним из моих пылких желаний является возможность пронести сквозь всю жизнь некоторые понятия, которые я считаю фундаментальными для себя как для сложившегося человека, сочетая это с умением почерпнуть что-то новое и полезное из других источников: книг, музыки, людей». Следует отметить, что в достижении жизненного успеха каждый пятый первокурсник рассчитывает исключительно на собственные силы. Цитаты из сочинений первокурсников: «Очень часто мы плывем в своей лодке по жизненному течению, ожидая, к какому берегу нас прибьет. Хорошо, если мы оказываемся на берегу БОЛЬШИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ. А если нет? И, вообще, почему бы, в конце концов, не взять управление лодкой в собственные руки, чтобы направится туда, куда нам нужно? Почему бы не взять НА СЕБЯ ответственность за свою жизнь?» (цитата дана с учетом регистра в тексте). «Я на 100 % уверен, что свою судьбу человек определяет сам. Кто усердствует, тот и получит то, что хочет. А кто нет – может всю сотню процентов скинуть на «не повезло»». «Яким би не було моє майбутнє, я хочу самостійно його творити та відповідати за свої вчинки, бо головне є не те, чого ми досягнемо в житті, а те, як ми це зробимо». «Я стараюсь прилагать массу усилий для того, чтобы добиться своей мечты. Это очень важно для меня и для каждого, мне так кажется, кто влюблен в профессию, которую выбрал». «І зараз, коли я вже студентка, … я розумію, що наполеглива праця та власна точка зору – шлях до щасливого життя завтра та через 10 років». Каждый четвертый первокурсник ориентирован на саморазвитие, каждый восьмой планирует получать второе высшее образование после обучения в НУА или пополнять багаж знаний, используя другие формы обучения (курсы, семинары, тренинги и др.). Во всяком случае, большинство ответивших понимают необходимость постоянно учиться и самосовершенствоваться в течение всей жизни. В своих сочинениях первокурсники указали на ценность обучения в НУА и мотивированность выбора учебного заведения: «Поступая в НУА, я была уверена, что вуз откроет передо мной большие перспективы». «…судьба свела меня с Народной украинской академией. Только в этом вузе можно получить огромный багаж знаний по выбранному мной направлению деятельности». «… учеба в НУА – это первый шаг ко всему тому, что на данный момент сформировалось у меня в голове. Я стараюсь ухватиться тут за любую возможность реализации собственных навыков. Постараюсь черпать на каждой паре как можно больше информации от преподавателей». «Здесь, в НУА, мне невероятно комфортно. Я чувствую, что здесь поддержат все мои творческие начинания, а это очень важно для меня как для личности». «В НУА у меня есть куча возможностей в реализации себя, все преподаватели этому содействуют, за что им огромное спасибо». «Я уверена, что НУА даст мне хорошее образование и даст возможность путешествовать по миру, реализовать свои мечты». В большей части студенческих работ выявлена четкая связь с получаемой в НУА специальностью. Так, в будущем студенты факультета «Социальный менеджмент» ориентируются на работу с персоналом, работу в области практической социологии, PR, деятельность, связанную с имиджмейкерством, на самореализацию в науке. Каждый второй «референт» четко связывает свое будущее с работой «переводчика». Для большинства студентов факультета «Бизнес управление» экономическое образование будет выступать надежной платформой построения собственного бизнеса. Какие же ценностные ориентации преобладают у первокурсников? Как наиболее приоритетные ими названы такие жизненные ценности как «семья», «социальный статус», «материальный достаток», «образование». Эти общекультурные ценности выступают для первокурсников НУА основными целями в жизни. Вторую группу составили такие ценности как «работа» и «карьера». Интересно отметить, что при описании значимости работы как жизненной ценности студенты-экономисты использовали такие прилагательные как «престижная», «высокооплачиваемая», «успешная», «нужная», в то время как студенты других факультетов мечтают о «любимой», «интересной» работе в будущем. В третью группу вошли такие ценности как «путешествия», «помощь людям, родным», «общественное признание», «хобби», «друзья». Пожелаем нашим первокурсникам осуществления всего задуманного! Более подробную информацию Вы можете получить в Лаборатории проблем высшей школы ХГУ «НУА» (ауд. 207), тел. 716-44-06 (2-46) |