Мой ребенок - пятиклассник! |
Переход ребенка из начальной школы в среднее звено - эмоционально напряженный процесс для многих школьников и их родителей. Как облегчить привыкание к новым условиям школьной жизни, чем помочь ребенку в этот сложный период? Трудности адаптации в пятом классе чаще всего проявляются в повышенной тревожности ребенка, неорганизованности. Важно обратить внимание на усталый, утомленный вид ребенка, нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне, стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы. Часто дезадаптация сопровождается нежеланием выполнять домашние задания, жалобами на те или иные события, связанные со школой, негативными характеристиками в адрес школы, учителей, одноклассников. Трудности в адаптации частично можно объяснить тем, что, возраст пятиклассника связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка. Этот путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребёнка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Отсюда - конфликты со взрослыми. Ребёнок пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности. В общем, меняются ценности. Если в начальной школе на первом месте была учеба, то здесь на первое место в рейтинге приоритетов выходят отношения со сверстниками, межличностное общение. Умственная активность в этом возрасте достаточно велика, но вот способности развиваются только в той деятельности, которая имеет успех, а соответственно положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка даёт возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия пятиклассника. В противном случае, неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма), можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков. Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, организм и психика ребёнка подвержены не только внешним, но и внутренним изменениям. Итак, что же делать в ситуации, когда ребенку действительно сложно адаптироваться, как правильно поддержать его, чем помочь? Прежде всего, постарайтесь обеспечить ребёнку спокойную, щадящую обстановку, чёткий режим, сделайте так, чтобы пятиклассник ощутил вашу поддержку и помощь. Вот несколько простых правил, которые могут помочь Вашему ребенку успешно справиться со сложностями процесса адаптации:
Адаптация к средней школе будет более успешной, если ребенок будет ощущать родительскую любовь и поддержку.
С какими сложностями в адаптации ребенка столкнулись Вы? Какие меры получилось предпринять в этой ситуации?
Поделитесь своим мнением, задайте волнующие Вас вопросы!
Терпения вам и успехов вашему школьнику! |