Получена рецензия на коллективную монографию, изданную в НУА под редакцией ректора д. ист. н., проф. Астаховой В.И.

310Получена рецензия на коллективную монографию, изданную в НУА под редакцией ректора д. ист. н., проф. Астаховой В.И.

"Студент ХХI века: социальный портрет на фоне общественных трансформаций", от известного московского философа, доктор философских наук, профессора МГУ им. М.В. Ломоносова Кукушкиной Е.И.

1

Студент ХХI века:

социальный портрет на фоне общественныхтрансформаций.

Монография /Под общ. ред. доктора ист. наук В.И.Астаховой.

Харьков, Изд. НУА, 2010. 408с.

 

Интерес обществоведов к студенчеству как к одной из наиболее социально значимых категорий зародился с началом университетского образования. По мере увеличения количества студентов и совершенствования образовательного процесса обострялась потребность в систематическом изучении этого социального феномена, которое со временем становится все более востребованным и приобретает широкий размах. Новое звучание тема студенчества получила в последние несколько десятилетий. Это объясняется тем, что в условиях нарастающего научно-технического прогресса и начавшейся глобализации мира, молодежь, всегда чутко реагирующая на любые перемены в жизни общества,  стала превращаться в силу, с которой нельзя не считаться при оценке любых значительных явлений социального бытия.

Народная Украинская Академия в Харькове объединила вокруг разработки   темы студенчества солидный исследовательский коллектив (ученых университетов Украины, России, Беларуси и других стран), плодом напряженного пятилетнего труда которого стал социальный портрет студента наших дней. В этом комплексном междисциплинарном исследовании участвовали не только представители гуманитарных наук – ученые-социологи, историки, экономисты, психологи, правоведы, но и математики, и специалисты в области техники и информационных технологий. Анализ огромного эмпирического материала с привлечением широкого круга источников и научной литературы позволил  авторам  увидеть сквозь многочисленные и разнообразные индивидуальные черты реальных представителей современной учащейся молодежи обобщенный образ  образованной части того поколения, которому предстоит в самое ближайшее время взять на себя груз проблем планетарного масштаба. По большому счету всех участников настоящего исследования объединила забота о судьбе земной цивилизации и о тех реальных силах, которые будут выполнять эту ответственную историческую миссию.

Рецензируемая книга представляет собой итог комплексного многоаспектного исследования современного студенчества. Ее содержание основано на тщательном анализе всей совокупности явлений и событий, из которых складывается жизнь современного студенчества. Что сразу необходимо отметить как положительный момент: детальному анализу были подвергнуты характерные признаки не только современного студенчества, но и  студентов прошлых эпох, с тем чтобы можно было путем сравнения выявить общее и особенное в их ценностных и смысложизненных ориентациях, мотивациях, вкусах и предпочтениях. Обращаясь к истории студенчества, авторы особо выделили три периода в его развитии: вторую половину ХIХ века; рубеж XIX и XX столетий и вторую половину века XX-го. Такое выделение имеет под собой самые серьезные основания. «Так или иначе, но со второй половины ХIХ века в Российской империи сложилась социальная группа, именуемая “студенчество”» (с.121). При этом во второй половине ХIХ века  интенсивный количественный рост российского студенчества сопровождался изменением его социального состава. А к исходу ХIХ столетия здесь в основном был завершен процесс формирования системы высшего образования. Во второй половине ХХ-го века (этому периоду посвящен весь третий раздел книги), в системе высшего образования благодаря достигнутому социальному, культурному, и особенно научно-техническому прогрессу складываются вполне отчетливые зрелые формы, изучение которых позволяет судить о степени объективности и закономерном характере тех коренных преобразований, которые происходят сегодня, в начале ХХI столетия. Возникавшие в последнее десятилетие ХХ века в системе высшего образования полные противоречий и трудноразрешимые ситуации рассмотрены в монографии с точки зрения изменения социального статуса студента и престижности профессий. Особое внимание в монографии, что также имеет убедительное обоснование и продолжает сложившуюся в науке традицию, уделено социально-психологическому анализу студенчества и, в частности, оценке свойственных этому возрасту особенностей, имеющих непосредственное отношение к формированию личности. С другой стороны, подробному анализу подвергаются механизмы влияния на сегодняшнюю студенческую молодежь набирающей темп информатизации социальной жизни. Интересный материал представлен в разделе, специально посвященном особенностям поведения студентов в условиях, диктуемых законами той сферы деятельности, которую сегодня принято называть рынком образовательных услуг. Выделенные таким образом аспекты темы определили содержание всех семи разделов коллективного труда. Каждый раздел вносит свою лепту в общий труд по созданию портрета студента ХХI века.

О большом объёме проделанной работы, а также о количестве и характере использованных авторами источников можно судить по приводимым в каждом разделе обширным спискам литературы. В них получил отражение современный уровень исследования и учтены новейшие достижения гуманитарного и технического знания. Эти списки несут и определенную самостоятельную нагрузку, выполняя функцию справочно-библиографического аппарата, полезного для всех, кто ведет исследования в  смежных  областях.

Анализ социальных трансформаций проводится в рецензируемой монографии на материале наиболее масштабных явлений и процессов, воздействующих на жизнь общества в целом и определяющих конкретные условия для молодежи, желающей получить высшее образование. Все эти явления получают теоретическое осмысление на основе достижений современной науки, оценка которых составляет содержание тех частей текста, которые носят обзорный характер. Авторами не оставлен без внимания целый ряд складывающихся в наше время направлений исследования данной темы. В частности, здесь подчеркивается значение такого фактора влияния на современные процессы образования, как широко обсуждаемая в научном мире ситуация постмодернизма (с.66).

Первый раздел книги, посвященный теоретико-методологическим проблемам, открывает широкую панораму методов социального познания, знакомит с совокупностью исследовательских приемов и понятийным аппаратом, используемым при построении современных прогностических моделей общества.  На фоне методологического разнообразия здесь на первое место выдвигается предложенный автором раздела социопрогностический подход, позволяющий рассматривать студенчество сквозь призму прогностических моделей развития общества. Для выделения внутри студенческой массы различных социальных типов и изучения студенчества как сложного феномена, представляющего собой выявляемую на эмпирическом уровне совокупность социальных типов, предлагается использовать типологический метод.

Представляет интерес обсуждаемый в разделе пятом вопрос о свободе и несвободе студента при создании им своего социального капитала. Здесь удачно используется в качестве основы сложившаяся мировая традиция анализа образовательных процессов и социокультурной среды вузов, получившая развитие в трудах Э.Дюркгейма, Т.Парсонса, Р.Мертона, П.Бергера и Т.Лукмана, П.Бурдье и других крупных ученых-социологов.

 

Анализ данных проведенных опросов (в основном среди студентов Украины и России) позволил выделить наиболее характерные черты студента начала третьего тысячелетия, сформировавшиеся на постсоветском пространстве и отличающие его от студента советской эпохи. Прежде всего, это преобладающее в самооценке определение своей жизненной позиции как прагматической. Прагматический подход рассматривается как ведущая тенденция, проявляемая в постановке таких конкретных жизненных целей, как получение качественного образования, профессиональный и карьерный рост, любовь как приоритетная ценность по сравнению с ценностью денег, профессиональный успех. Во многих случаях отмечается высокая оценка свободы, понимаемой в ее экзистенциальном измерении, имеющей более высокую ценность, чем успех в социальной и политической сферах. Отличающая сегодняшнего студента ценностная ориентация, реализуемая в тяготении к престижным вещам и бытовому комфорту, сочетается с принципиальным отказом от получения денег любой ценой (с.8).

Как справедливо отмечается в кратком Введении, студенчество сегодня, существуя в условиях неопределенности социальных перспектив, «становится все в большей степени не только объектом социального воздействия, но и активным субъектом социальных преобразований, способным реконструировать общество на новых принципах» (с.8). В монографии подробно анализируется совокупность новых реалий, оказывающих социальное воздействие на студенческую массу: культурно-образовательных, экономических, политических, информационных. Серьезным негативным фактором социального воздействия, болезненно ощущаемым всем обществом, служит углубление социального неравенства, на что также указывают авторы настоящего коллективного труда. В факте внедрения системы платного образования они усматривают подчас непреодолимое препятствие  для  получения образования теми, кто не имеет для этого достаточных средств. Все эти негативные моменты справедливо оцениваются как причина вытеснения из сознания молодых людей романтического элемента и замены его жестким прагматическим подходом. С этими оценками сложившейся ситуации нельзя не согласиться.

Всячески следует приветствовать сделанный в монографии вывод о необходимости для успешного решения проблем вузовского образования обновления кадров. Решать эту острую и сложную проблему следует как можно скорее. Общество сегодня нуждается в кадрах, «способных вести учебно-воспитательную работу в вузе на уровне требований, предъявляемых временем». К этому можно добавить: необходимо срочно позаботиться о налаживании надежной системы подготовки таких кадров.

Оценивая в целом высокий научно-теоретический уровень проделанной авторами рецензируемой монографии работы, хотелось бы высказать некоторые пожелания, которые могут быть ими реализованы в будущем. Так, списки использованной литературы расширить, включив них труды основателя рефлексологии В.М.Бехтерева и его школы. Пока из классического наследия отечественных психологов в книге имеются ссылки лишь на взгляды Л.С.Выготского и С.Л.Рубинштейна. Нам представляется, что в подобной работе можно шире использовать идеи П.А.Сорокина, помня о его удивительных прозрениях относительно кризиса нашего времени и даваемые им характеристики психического склада и интеллектуальных способностей человека. Кстати, собственная студенческая судьба будущего великого социолога-гуманиста дает богатую пищу для размышлений об условиях и механизме формирования некоего эталонного типа русского студента начала ХХ века.

Есть возможность дополнить исторический экскурс, предпринятый автором второго  раздела монографии включением в него материалов, публиковавшихся в  дореволюционной России статей и брошюр на студенческие темы.  В «Вестнике Европы» и других крупных российских журналах печатались статьи, в которых содержатся и общие характеристики российских студентов, и анализ студенчества Москвы и Петербурга предреволюционной поры. Их авторы (Л.Клейнборт, С.Сватиков и др.), владевшие большим эмпирическим материалом, приводят ценные данные об экономических условиях жизни студентов, о социальном и национальном составе российского студенчества начала ХХ века, о студенческой печати и др. Известны также публикации, посвященные духовным сторонам жизни студентов. Так, на основе данных общестуденческой анкеты 1912 года была написана и опубликована брошюра Е.П.Радина «Душевное настроение современной учащейся молодежи… Психологическая и социологическая самооценка. Разочарованность» (СПб., 1913. 118с.). Существенно и то, что в тот период в анализе материалов студенческих переписей были сделаны первые шаги в применении гендерного подхода.

Разъяснять специалистам ценность настоящего труда нет никакой необходимости. Следует лишь заметить, что начатая коллективом авторов работа имеет большое будущее, что приведет к увеличению как круга поднятых ими вопросов, так и, соответственно, численного состава исследователей. Что касается проблемного поля таких исследований, то его, на наш взгляд, следует расширять прежде всего за счет постановки и решения по крайней мере двух задач, имеющих жизненно важное значение для всего человеческого сообщества эпохи глобализации. Первая предполагает усиление и совершенствование анализа духовной компоненты процесса жизнедеятельности студенчества не только как  субъекта современного образовательного процесса, но и как наиболее активной, социально значимой части общественного целого. (Этой важной стороны дела коснулся автор пятого раздела книги, говоря о духовно-нравственных основах формирования социального капитала современного студенчества). Вторая задача диктуется необходимостью учитывать  такой фактор, как этическое измерение реальности, что предполагает разработку и применение принципов новой этики, адекватных состоянию современного мира.  Обе эти задачи подчинены единой   цели, которая сегодня в полный рост встала перед человечеством: поиск реальных путей выхода из кризиса, угрожающего гибелью земной цивилизации.

В заключение необходимо отметить непозволительно мизерный тираж столь необходимого для работы над актуальной тематикой издания (всего 300 экземпляров!). Чтобы сделать эту книгу доступной заинтересованным в ней специалистам, следующий ее тираж должен быть увеличен как минимум в десять раз.

 

Е.И.Кукушкина

Доктор философских наук

Профессор МГУ имени М.В.Ломоносова

Тел.:  939-06-08 (д); 8 916 465-55-50

 
Архив новостей >>

Фото дня

Баннер
Баннер

Наши партнеры

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер