Учимся на карантине: заметки на полях |
Более двух месяцев учебный процесс для студентов академии осуществляется в дистанционном режиме. И сегодня это уже стало нормой. Преподаватели активно используют существующие учебные он-лайн платформы, а студенты стараются включиться в работу и выполнять задания. Все ли получается у тех кто учит, и у тех кто учится, с какими трудностями сталкиваются студенты и преподаватели, какой опыт они приобретают, достоинства и недостатки «истанционки»? Об этом ниже.
Батаева Екатерина Викторовна, доктор философских наук, профессор кафедры социологии и гуманитарных дисциплин: «Изучение теоретической дисциплины «История социологии» на популярной у студентов платформе «Телеграм» обрело новое измерение и открыло дополнительные учебные возможности, которые не всегда можно использовать в вузовских аудиториях. Онлайн-контекст обучения предоставил идеальные условия для изучения авторских концепций великих социологов не столько по лекторским конспектам, сколько по первоисточникам - классическим книгам и статьям, признанным бестселлерами в научном сообществе. Еще одно бесспорное достоинство проведения занятий онлайн – это возможность развития письменной научной речи, тренировка быстро, в реальном времени формулировать сложные мысли, логически и грамматически корректно их записывать. Три часа в день интенсивного письменного обсуждения сложных концептуальных проблем, изложенных в оригинальной научной литературе, без сомнения, способствует развитию критического мышления и навыков академического письма студентов. Кроме того, онлайн-формат позволяет периодически просматривать короткие видео, релевантные содержанию занятия, что способствует визуализации теоретических проблем и, как следствие, их лучшему запоминанию. Еще одним достоинством изучения истории социологии на платформе «Телеграм» является возможность сочетания теоретического и практического режимов преподавания (лекции и семинара) в едином формате теоретической коммуникации».
Молодчая Наталья Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент общеакадемической кафедры иностранных языков: «Современные вызовы предоставили образовательным учреждениям возможность испытать свои системы дистанционного обучения, функция которых заключается в том, чтобы обеспечить полноценную всестороннюю динамическую учебно-воспитательную деятельность. Преподаватели НУА всех ступеней комплекса, оптимизировав свои ресурсы, сегодня активно используют разные интерактивные модульные системы, среди которых Moodle, Moodle Cloud, Google class. Для проектной деятельности магистров эффективной показала себя система Trello. Коммуникация внутри академического сообщества осуществлялась в лентах чатов Zoom, Viber, Telegram, Skype, Hangouts. Занятия по английскому языку на факультетах БУ, СМ и РП проходят в трех взаимодействующих электронных сферах: moodle – zoom – telegram. В системе Moodle, которая расшифровывается как модульно объектно-ориентированная динамическая система, учебный курс и входящие в него темы, учебные материалы и задания, выполняются студентами самостоятельно с учетом психологических особенностей (напр. темпа освоения материала). В Zoomе происходит живое общение между преподавателем и студентами. В ходе он-лайн занятия обсуждаются презентации, посты, подготовленные студентами на английском языке, разбираются лексико-грамматические и содержательные аспекты работы. Тelegram используется в качестве вспомогательного канала связи, в ленте которого размещаются объявления, разъясняются вопросы технического характера. В виртуальном обучении преподавателям необходимо создавать такие условия и атмосферу, чтобы студенты испытывали чувство радости и удовлетворения от процесса обучения, как от путешествия, в котором присутствуют новые интересные факты, новые встречи, образы и впечатления, где путешественники приобретают новые skillы (от англ. – умения). Поддерживается атмосфера оптимизма с помощью использования в дистанционных курсах красочных постов, фотографий, видеороликов, музыки, всех тех элементов, которые воздействуют на аффективную составляющую личности участника образовательного процесса».
Курочкина Ольга, III курс, ф-т БУ: После объявления в Украине карантина все учебные заведения страны перешли на дистанционное обучение, и НУА не стало исключением. Хочу отметить плюсы и минусы, которые я заметила, используя абсолютно новую для себя форму обучения. Лекции и практические занятия проходят так: студент заходит на персональную систему университета в личный кабинет, просматривает задания на текущую неделю, читает комментарии преподавателей и выполняет. По расписанию вместо обычной лекции проходит онлайн-конференция с лекторами в Zoom, слушаем и задаем вопросы. Есть чаты в Telegram. Первоначально остро встала проблема с количеством домашних заданий: не все привыкли выполнять, да и количество большое. Преподавателей можно понять: карантин долгий, а студент — существо ленивое, по сути; они тревожились, что ничего делать не будем. Но сейчас все стабилизировалось. В дистанционном обучении, на мой взгляд, есть много положительных моментов: свободный график и возможность не тратить время на поездки. Также, несмотря на карантин, проводились интересные конференции и поднимающие настроение праздничные встречи, что немаловажно в это трудное время. Есть и минусы: не каждому хватит силы воли или ответственности заставить себя сесть и учиться. Нужна мотивация. И живого общения, командной работы не хватает. Еще интернет — вдруг перебой, а ты можешь тест в это время на солидное количество баллов проходить. Но почти все преподаватели с пониманием относятся и помогают, за что им большое спасибо!»
Коробкова Мила, II курс, ф-т СМ: Мне достаточно комфортно работать в таком формате. Наша пара проводится таким образом, что мы рассматриваем концепции социологов или социальных психологов на основе их книг или научных статей. Читаем, анализируем и обсуждаем. У каждого есть возможность высказать своё мнение и узнать мнение однокурсников. Спасибо, что даже в ситуации карантина мы получаем качественные знания и удовольствие от учебы!» |