Готовится новое издание о преподавателях Харьковской высшей школы второй половины ХХ века |
Академия не в первый раз обращается к теме учителя и его роли в развитии современных образовательных процессов. В истории НУА есть уникальные издания, посвящённые преподавателям высшей и средней школы. Среди них – «Учитель, перед именем твоим», «Служение Отечеству и долгу» – очерки о ректорах харьковских ВУЗов, «Ученики об Учителе» – сборник материалов, посвящённых вкладу первого ректора НУА В. И. Астаховой в развитие образования в Украине. Сейчас в издательстве НУА находится ещё одна работа «учительской» серии. Подготовлен сборник эссе, в котором предпринята попытка проанализировать академическую культуру Харьковской высшей школы второй половины ХХ века через призму воспоминаний сегодняшних преподавателей НУА о своих университетских наставниках, о тех, кто оказал на них наибольшее влияние. Выдержки из будущей книги предлагаем вашему вниманию в преддверии Дня учителя: Астахова Валентина Илларионовна, доктор исторических наук, профессор, первый ректор ХГУ «НУА»: Мне посчастливилось учиться в Каразинском университете (ХГУ им. А. М. Горького) в годы его удивительного послевоенного взлета, когда фантастически быстрыми темпами шло восстановление его материально-технической базы, научных школ, кадрового потенциала. Когда люди верили, что война ушла из их жизни навсегда, что надо только побыстрее восстановить разрушенное ею и все вокруг сразу станут счастливыми. Преподаватели наши были особые люди – великие, зачастую всемирно известные ученые, создатели и руководители научных школ, авторы выдающихся открытий, монографий, учебников. Можно ли найти слова чтобы рассказать как влияло на формирование академической среды в это время присутствие в университете академиков И. Н. Буланкина, Н. П. Комаря, А. В. Нагорного, Н. А. Измайлова, Н. И. Ахиезера и десятков других великих ученых? Можно ли рассказать о том, как бежишь по университетскому коридору, а из аудитории в окружении студентов выходит великий математик Н. А. Марченко или А. В. Погорелов, или единственный в Харькове ученый – Герой социалистического труда, любимец студентов Николай Павлович Барабашев? Остолбенеешь от восторга и забудешь даже сказать «Здравствуйте». А какая атмосфера царила в аудиториях, когда историю западных и южных славян читал профессор Степан Иванович Сидельников. Он вернулся с войны без двух ног, ходил на протезах с палочкой, но у него хватило силы воли, будучи инвалидом І группы, защитить кандидатскую, а затем и докторскую диссертацию, а впоследствии даже стать деканом исторического факультета. Он читал лекции сидя, но аудитория внимала каждому его слову. Никогда не читал нотаций, не предъявлял жестких требований, говорил коротко, конкретно, негромко. Убедительно отвечал на самые каверзные вопросы типа взаимоотношений СССР и Польши, социалистических перспектив Югославии и т. п. Придти на семинар к Сидельникову без тщательной подготовки было просто невозможно. Он успевал побеседовать с каждым, чувствовал кому и что нужно доработать и требовал обязательного выполнения. А на переменах вокруг него всегда была толпа студентов, и у него хватало времени и терпения на всех. Он был для нас эталоном, образцом интеллигентности и образованности. Примерно таким же остался в памяти Валентин Наумович Кнейгер, который читал нам историю советской литературы. Конечно, я не помню, как характеризовал он литературные творения того или иного советского писателя. Но то, что это было всегда тщательно отработано, четко, логично, убедительно изложено, что он обладал совершенно энциклопедическими знаниями по своему предмету – это я помню очень хорошо. Среди тех, кто пришел в университет с фронта, с орденами и медалями, с тяжелыми ранениями, но к концу 50-х уже успел защититься и стать преподавателем были Герой Советского Союза Д. А. Ушаков, преподававший у нас историю КПСС, Ю. И. Терехов, Ю. Ю. Кондуфор, П. Я. Корж, Б. Ф. Данилевич. Их было очень много на всех факультетах. На первом курсе неизгладимое впечатление на всех нас оставили лекции доцента Владимира Александровича Гольденберга по истории древнего мира. Это был сплошной фейерверк, спектакль одного актера, это было столько эмоций, столько влюбленности в свой предмет и в свою аудиторию, такая глубина и красота подачи материала, что его просто невозможно было конспектировать. Мы все его не слушали, мы внимали каждому его слову, он покорял нас своей высочайшей культурой, изысканностью речи, логикой мышления и даже своим внешним видом. Всегда белоснежная сорочка, неяркий галстук, наутюженные брюки, веселый, немного ироничный взгляд и глубочайшее знание истории, понимание исторических процессов далеко не только древнего мира. Так хотелось бы написать еще об очень многих, под чьим воздействием формировалась в те годы университетская аура. О каждом, кто работал в 50-60-ые годы в университете, можно писать книги и слагать стихи. Они не думали о том, что формируют культурно-образовательную среду университета. Они просто честно и добросовестно выполняли свою работу и просто верили в то, что смогут своим трудом приблизить светлое будущее для всех людей. Сегодня тех, благодаря кому в первые послевоенные годы в Харьковском национальном университете имени В. Н. Каразина, были возрождены основы подлинной, гуманистической академической среды, почти не осталось на этой земле. Но те, кто были их непосредственными учениками, хранят не только светлую память о своих учителях, но и верность принципам и традициям, заложенным в те трудные и счастливые годы. Подольская Елизавета Ананьевна, доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой философии и гуманитарных дисциплин: После окончания с отличием Харьковского педагогического училища я стремилась продолжить обучение в Московском государственном университете, признанном одним из лучших вузов мира. Очень хотелось учиться, развиваться, с помощью мудрый учителей создавать свой образ Я. С 1974 года я оказалась в русле высшего образования и уже никогда даже не пыталась выйти из него, осознавая свою возможность обучаться на философском факультете и потом преподавать студентам философию как признание моих интеллектуальных способностей, как высшую награду за свое упорство, как шанс приносить пользу людям. Меня всегда переполняет гордость, что я причастна к этому великому таинству – Образованию, что так сложилась моя карьера, что мне удалось выразить себя именно на этом поприще. Да, именно презумпция причастности к системе образования позволила мне стать востребованной и, в конечном итоге, – счастливой. Мне посчастливилось слушать лекции Сергея Федоровича Анисимова, Владимира Семеновича Барулина, Алексея Сергеевича Богомолова, Михаила Федотовича Овсянникова, Владимира Ивановича Разина и других лекторов, которые никогда не опускались до зачитывания длинных цитат из материалов партийных съездов, но раскрывали логику мысли выдающихся умов человечества. В высказываниях моих преподавателей всегда была заключена и сила философского умозаключения, и меткость наблюдения, и смелость анализа. Особое влияние на меня оказал мой научный руководитель Демин Михаил Васильевич (1923-2007 гг.). Его биография является ярким примером того, что педагогическое мастерство вузовского преподавателя достижимо только на основе высокой гражданственности, профессиональной добросовестности и человеческой порядочности. Во времена моего обучения на факультете кафедру исторического материализма, по которой я специализировалась с третьего курса, возглавлял профессор Владимир Иванович Разин (1922-2009 гг.). Его основной научный интерес сосредоточен на разработке проблем политической системы общественной жизни. В его трудах выдвигается идея о необходимости разработки системы политических категорий в плане социальной философии. Разрабатывая понятие политической организации общества, ученый исследовал закономерности ее изменения и взаимодействие различных ее частей; раскрывал также понятия международной политической организации общества и политического режима. В моей биографии ключевой стала его беседа со мной, когда он предложил мне поступать в очную аспирантуру, ведь я училась отлично и успешно презентовала результаты своей научной работы на многих студенческих конференциях. Конечно, я была очень тронута такой высокой оценкой моих способностей, но очень растерялась: с одной стороны, такое заманчивое предложение и научные перспективы, а с другой, – муж и дочь уже пять лет ждали меня в Двуречной Харьковской области и надеялись, что мы теперь, после окончания университета, сможем жить вместе одной семьей постоянно. Понимая сложность выбора, Владимир Иванович посоветовал и дальше ценить верность семье и поступать в заочную аспирантуру по направлению Харьковского фармацевтического института, куда я была направлена на работу. Благодаря моим родителям и моим педагогам я с того времени всегда делала выбор в пользу семьи, детей и внуков и убеждена, что это правильно. Мудрые советы наставников и мой собственный опыт обучения подталкивали к пониманию того, что одним совершенствованием образовательного стандарта и педагогических технологий сформировать человека думающего и понимающего невозможно. Значимость образования, по моему глубокому убеждению, состоит в становлении особенного личностного смыслового отношения к миру, который обеспечивает человеку нескончаемый путь саморазвития в жизни. Иногда излагаемые моими преподавателями мысли были понятными и доступными, а порой требовали умственного напряжения и поражали своей глубиной и проникновенностью. Именно культурный, то есть сознательный, способ существования и осмысления получаемых знаний позволяет каждому студенту приобрести внутреннюю свободу. Я как-то особенно остро оценила ситуацию выбора, когда пришлось столкнуться с разными педагогическими методиками, подходами к образовательной деятельности, оценить их плюсы и минусы. Опытный преподаватель доктор философских наук Елена Владимировна Боголюбова стала воплощением глубокого методической компетентности в преподавании и искреннего желания действительно научить своих студентов. Елена Владимировна Боголюбова – профессор по специальности «социальная философия» с 1964 года – автор интереснейших учебных курсов «Постклассическая модель культуры», «Ценности духовной культуры», «Философия культуры: становление и развитие» и более 20 статей по проблемам культуры и социализации личности. Она принимала активное участие в разработке актуальных научных тем «Структура общественного сознания» ( Литвин Наталья Ивановна, учитель-методист, учитель высшей категории: Філологічний факультет педагогічного інституту ім. Г.С. Сковороди кінця 70-х – початку 80-х років ХХ століття – це талановита плеяда науковців, яскравих особистостей. Кожен із викладачів залишив теплі спогади: одні були занадто захоплені своїм предметом, інші – вимогливі до студентів через міру, а деякі вирізнялись дивакуватістю. Минули десятиліття напруженого, виснажливого, але улюбленого учительського життя – і згадуєш своїх Учителів з теплотою і вдячністю. Кім Хомич Балабуха – кандидат філологічних наук, професор кафедри української літератури, тонкий поціновувач поезії, знавець класичної й сучасної літератури. Ми чекали його занять, бо щоразу слухали про нові цікаві книжки. Студенти складали анекдоти про «кімівського портфеля», який невідомо як уміщав величезну кількість книжок, причому на кожну лекцію Хомич ніс іншу літературу. Одного разу я завітала до Кіма Хомича додому – і була вражена домашньою бібліотекою: книги стояли в усіх кімнатах, упадали в око палітурки дорогих видань і невеличкі збірки ще невідомих авторів-початківців. Від Кіма Хомича ми вперше почули про шістдесятників і сучасників-сімдесятників. Він був куратором нашої групи, тож можливості спілкування саме з нами було найбільше. На початку навчального семестру й в один із літніх місяців студенти перебували на сільськогосподарських роботах, у фольклорній експедиції або в дитячому таборі вожатими. Пам’ятаю, як на другому курсі збирали моркву в селищі Есхар, а вечорами разом із куратором гуляли осіннім лісом, милуючись красою природи, і слухали ненадруковані вірші українських авторів. Я вперше почула поезії Василя Симоненка і Ліни Костенко, які справили неймовірне враження. Кім Хомич розповідав, що був учасником освоєння цілини. Його біографія, що відображала історію нашої Вітчизни, теж справляла сильне враження. Усі покоління студентів-філологів, згадуючи Кіма Хомича Балабуху, доброзичливо усміхаються, йому присвячено вірші, варто полистати збірки випускників, наприклад, Сергія Жадана, Олександра Євтушенка. Метром українського відділення студенти вважали кандидата філологічних наук, доцента Надію Олексіївну Батюк, яка була неперевершеним ученим у галузі фольклористики: які прадавні скарби вона відкрила для нас. Це людина великої мудрості, справжньої української шляхетності, у своєму віці вона виглядала надзвичайно вродливо. Дівчата дивувались, як удалось їй зберегти природню красу і привабливість, милувались вишиванками і прикрасами в етнографічному стилі. Згадуючи роки навчання, розумію, як пощастило мати таких Учителів: відомих учених, що залишили своє слово у філології – доктора філологічних наук, професора О.Г. Муромцеву, кандидата філологічних наук, доцента В.Д. Тимченка, оригінального лектора і знавця методик – кандидата філологічних наук, доцента Л.П. Федосова. Усі вони стали диригентами нашого студентського життя, взірцями в моєму подальшому професійному становленні. Хай ця скромна стаття стане подякою всім, хто стояв на порозі мого учительського шляху. Світла пам’ять тим, хто вже не з нами, «многая літа» живим. Успіхів і наснаги, вдячності від вихованців усім поколінням випускників ХДПУ імені Г.С. Сковороди. Шилкунова Зоя Игоревна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой начального образования:
Успешным, состоявшимся, счастливым в своей профессии человек становится, если судьба дарит ему встречу с учителями, влюбленными, в свою очередь, в своих учителей, окрыленными их идеями, освещенными их светом. Любовь к учителю, ценности которого стали твоими, отношение к жизни – образцом для подражания, нереализованные идеи – руководством к действию становится моральным, нравственным, профессиональным градусником, по показаниям которого человек измеряет свою профессионально-личностную состоятельность. И если в жизни происходит хотя бы одна встреча с таким учителем, то она становится смыслообразующей канвой становления человека. Мне повезло, такой человек сопровождает меня всю мою сознательную жизнь, потому что это моя родная тетя – Видченко Алла Гавриловна, профессор кафедры истории педагогики Харьковского Национального педагогического университета имени Г.С. Сковороды. Выросшая в учительской семье, закончив на отлично сельскую школу, она поступила в 1962 году в Харьковский педагогический институт на филологический факультет. Талисманом на удачу была взята из дому фотография, на которой изображен отец с коллегами и подписью на обороте: «На память Алле от учителей. Расти умницей, старайся держать всегда марку хорошего человека, не забывай школу». Практически вся жизнь Аллы Гавриловны прошла в стенах родного университета. От студентки до профессора. С Меня с детства потрясала способность Аллы Гавриловны цитировать первоисточники. А став ученицей сначала педагогического класса, а потом студенткой педагогического факультета, я с любым вопросом на педагогическую тематику шла к ней и получала ответ из уст М. Ф. Квинтиллиана, Д. Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Песталоцци, П. Лесгафта и др. Это были не просто ответы-цитаты. Это было погружение в исторический и культурный контекст, аналитический взгляд на развитие той или иной идеи от момента возникновения до наших дней. И в ходе этого анализа смягчался, а то и совсем исчезал мой юношеский максимализм относительно очевидности, а то и правомерности некоторых постулатов. Приходило понимание процесса развития научной мысли, восхищение от сложности и коварности этого пути. Невозможно определенно сказать, сколько времени посвящала Алла Гавриловна подготовке к лекциям. Этот процесс был практически перманентным. Интересная книга о том или ином педагоге, статья, заметка в газете или журнале – все это собиралось и складывалось в папку, на которой было написано: И. Песталоцци, Д. Локк, А. Дистервег, П. Блонский, С. Шацкий и т.д. Доскональное знание их наследия, способность часами цитировать каждого и при этом постоянный поиск нового взгляда, яркого оттенка. Встрече с психологией я обязана двум замечательным преподавателям – Гродской Наталье Вячеславовне и Волошенко Лесе Ивановне. Они открыли многогранность и богатство этой науки для меня настолько, что я навсегда утратила интерес к критике формальных и бесполезных для себя предметов. Их лекции я могла слушать бесконечно. Спасибо Наталье Вячеславовне и Лесе Ивановне за то, что они терпеливо отвечали на мои бесконечные вопросы. Только на один из них у них не было ответа: «Почему психология изучается в таком недопустимо (сейчас, с высоты своего опыта, я бы добавила непростительно) маленьком объеме?» Помню, как Наталья Вячеславовна сдержанно ответила: «Хорошо, что Вы это понимаете». Меркулова Татьяна Константиновна, доцент кафедры германской и романской филологии: «Таня, хотите, я вас рассмешу?». Всегда, когда я слышу эту фразу, у меня сразу же поднимается настроение. С нее часто начинаются наши разговоры с Валентиной Сергеевной Полиной – человеком, дружбой с которым я горжусь. Я не могу сказать, когда началась наша дружба, но точно помню, как я впервые увидела Валентину Сергеевну. Я тогда еще была начинающим преподавателем, и мы обе работали на факультете иностранных языков Харьковского государственного университета имени А.М. Горького (сейчас это Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина). Я подошла к расписанию занятий, которое висело возле деканата, и увидела там незнакомую женщину. Она выглядела довольно молодо, но волосы у нее были совершенно белого цвета. Они не были седыми, но их цвет в сочетании с молодым лицом делал облик этой женщины незабываемым. Посмотрев свое расписание, мы разошлись по аудиториям, а позже я узнала, что это была легенда факультета, лучший фонетист города – Валентина Сергеевна Полина. Нам с Валентиной Сергеевной очень повезло: подружились не только мы, но и наши сыновья. Они вместе ездили в пионерские лагеря, вместе поступили в университет, учились в одной группе, и вместе создали рок группу, назвав ее «Бедная мама», в честь Валентины Сергеевны, которой пришлось безропотно сносить их репетиции в своей квартире… Они, так же, как и мы, дружат и сейчас, и на мой взгляд, это замечательная дружба, которую наши дети пронесли через много лет и через огромные расстояния. Я всегда училась у Валентины Сергеевны. Она была и есть для меня образцом для подражания во всем, начиная от подготовки к занятиям, и кончая умением соблюдать профессиональный «dress code». Ее тщательность и скрупулезность при подготовке нового материала просто поражала: если ей попадалось слово или понятие, которое она не могла найти в словарях, она поднимала всех – не только для того, чтобы не ударить в грязь лицом перед студентами, но и для того, чтобы расти самой в профессиональном плане. За профессиональное и личностное общение, за ее щедрость в дружбе, я всегда буду благодарна судьбе за то, что она однажды познакомила меня с Валентиной Сергеевной Полиной. |