Формирование личности в условиях социальных трансформаций
Головнева Ирина Владимировна,
руководитель школы,
кандидат психологических наук, профессор
|
Основатель и лидер школы: кандидат психологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной работы и психологии, доцент Головнева Ирина Владимировна.
Год основания: 2003
Миссия: Разработка целостной концепции процесса формирования и развития личности в условиях социальных трансформаций.

Решение задач, связанных с формированием всесторонне развитой личности в современных условиях, требует существенного углубления психологического анализа этого процесса, расширения спектра научных исследований тех изменений, которые претерпевает личность в трансформирующемся мире.
Необходимость разработки научного направления «Формирование личности в условиях социальных трансформаций» было обусловлено, с одной стороны, задачами, стоящими перед психологической наукой в целом, а с другой стороны, необходимостью совершенствования теории и практики образовательного процесса с учетом требований современной цивилизации. Данное научное направление сформировалось в рамках научной школы В. И. Астаховой и возглавляется зав. каф. общей и прикладной психологии, канд. психол. наук, доцентом Головневой И. В.).
Этапы развития:
2003–2005 – уточнение научной проблематики и становление научной позиции
2005–н/в – подготовка и защита кандидатских диссертаций в рамках школы
Основные направления деятельности:
I. Исследовательские задачи:
1. Изучение влияния социальных факторов на формирование личности.
2. Определение роли социальной среды в развитии личности человека, детерминации его поведения.
3. Изучение трансформаций социальной и гендерной идентичности человека.
4. Анализ изменения социальных стереотипов системы ценностей и их влияния на изменение личности взрослого человека.
5. Разработка проблемы жизненного пути личности в условиях социальных трансформаций.
6. Проведение многоэтапного исследования, направленного на выявление того, какие личностные переменные, в какой степени и посредством каких процессов влияют на социальное поведение в различных сферах жизни.
II. Практические задачи:
1. Подготовка комплексного монографического исследования, посвященного проблемам формирования и развития личности в новых социальных условиях.
2. Привлечение студентов НУА к систематическим многоаспектным исследованиям социально-психологических проблем формирования и развития личности.
3. Формирование полноценной авторской научной школы по психологии формирования и развития личности в условиях социальных трансформаций.
Перспективный план:
1. Подготовка кандидатских и докторских диссертаций по психологии.
2. Обеспечение постоянных научно-исследовательских контактов с психологической и социологической службами НУА, ЛПВШ и ЛПК (участие в конференциях, проведение семинаров, подготовка научных публикаций).
3. Совместная научно-исследовательская работа в рамках научного направления школы с ведущими специалистами, кафедрами психологии вузов Харькова.
4. Выход на постоянные контакты с психологическими центрами России (Москва, Санкт-Петербург, Омск, Белгород и др.).
5. Систематическая работа в рамках научной тематики со студентами I-V курсов НУА.
6. Участие представителей научной школы в харьковских, всеукраинских и международных семинарах и конференциях по личностной проблематике; участие в грантовых программах по различным аспектам психологии личности.
7. Ежегодные публикации результатов деятельности научного направления в открытой печати.
8. Подготовка монографии по проблемам формирования и развития личности в новых социальных условиях (2007–2010 годы).
В рамках научной школы ведутся исследования:
- Психологическое обеспечение внедрения инноваций в учебный процесс (2005 г.);
- Психологические аспекты формирования интеллигентного человека (2006 г.);
- Социально-психологические особенности личности студента XXI века (2007 –2009г).
Результаты научно-исследовательской работы:
Организационно научное направление «Формирование личности в условиях социальных трансформаций», руководимое Головневой И. В., оформилось в октябре 2003 года. С этого периода можно назвать ряд достижений в этой области.
Защита диссертации Найдовской И. В. 1.10.2003 в Ученом Совете Института психологии им. Г. С. Костюка (г. Киев, руководитель – Головнева И. В.), Милославской Е.В. 28.05.2011 (г. Харьков, руководитель – Головнева И.В.), Твердохваловой Ю.Л. 18.06.2011 (г. Харьков, руководитель – Головнева И.В.).
Победа (І место) Гоги Н. П. на конкурсе студенческих научных работ (по направлению психология 17.11.2003).
Победа Шевченко С. на региональном конкурсе студенческих научных работ по направлению «Психология» (2008 г.).
Широкий спектр публикаций в научных изданиях (Киев, Харьков, Херсон, Николаев, Донецк, Львов, Москва, Омск, Екатеринбург и др.).
Активное участие в во всеукраинских и международных научно-практических конференциях с публикациями по результатам исследований.
Подготовка диссертационных работ по направлениям научной школы.
Расширение аспирантуры.
В рамках научного направления школы работали и работают:
1. Преподаватели, аспиранты, сотрудники, соискатели НУА: Головнева И. В., Мушинская О. В., Милославская Е. В., Гараев А. А., Гога Н. П., Твердохвалова Ю. Л., Новикова О. В., Хабусева М. В., Силка О. и др.
2. Студенты НУА (II–V курсов) – через подготовку докладов, сообщений, научных публикаций, бакалаврских и дипломных работ, участие в студенческих научных конференциях и конкурсах студенческих работ.
Участие в конференциях (2011–2012 гг.)

1. Друга міжнародна науково-практична конференція "Культурно-історичний та соціально-психологічний потенціал особистості в умовах трансформаційних змін у суспільстві. 16-17 сентября, 2011, Одесса.
2. Международная научная конференция «Научное наследие Д.Н.Узнадзе и современность». Харьков, ХНУ им. Каразина, 9-10 декабря, 2011.
3. VII міжнародна науково-практична конференція. Донецьк,13 травня 2011.
4. Всеукраїнська науково-практична конференція «Практично-професійна підготовка студентів у системі вищої освіти: проблеми та шляхи вдосконалення». Харьков, ХГПА, 7.12.2011.
5. Междунар. науч.-практ. конф. «Преподаватель как субъект и объект образовательного процесса. Век XXI». Харьков ХГУ «НУА» 1 февр. 2012.
6. VII Mezіnarodnі vedecko-praktіcka konference"DNY VEDY - 2011". Прага, 2011.
7. Международная конференция «Высшее образование в Украине: Интернационализация, реформы инновации» Киев, 20-21 апреля 2012.
8. Конференция: Молодые ученые Харьковщины-2012 . Харьков, 2012.
9. VIII Международная научно-практическая конференция «Новости передовой науки - 2012» 17.05-25.05.12, (г. София, Болгария).
Структура школы:
Головнева Ирина Владимировна – руководитель школы.
Сотрудники и ученики:
Кандидаты психологических наук
- Мушинская О. В.
-- Милославская А. В.
- Твердохвалова Ю. Л.
Аспиранты и соискатели
- Гога Н. П.
- Ждан С. О.
- Козлов С. В.
- Новикова О. В.
- Остапчук Е. А.
- Портянкина О. В.
- Силка О. В.
- Стахова З. В.
- Шевченко Д. Е.