Формирование личности в условиях социальных трансформаций
Основатель и лидер школы: кандидат психологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной работы и психологии, доцент Головнева Ирина Владимировна. Год основания: 2003 Миссия: Разработка целостной концепции процесса формирования и развития личности в условиях социальных трансформаций.
Необходимость разработки научного направления «Формирование личности в условиях социальных трансформаций» было обусловлено, с одной стороны, задачами, стоящими перед психологической наукой в целом, а с другой стороны, необходимостью совершенствования теории и практики образовательного процесса с учетом требований современной цивилизации. Данное научное направление сформировалось в рамках научной школы В. И. Астаховой и возглавляется зав. каф. общей и прикладной психологии, канд. психол. наук, доцентом Головневой И. В.). Этапы развития: 2003–2005 – уточнение научной проблематики и становление научной позиции 2005–н/в – подготовка и защита кандидатских диссертаций в рамках школы Основные направления деятельности: I. Исследовательские задачи: 1. Изучение влияния социальных факторов на формирование личности. 2. Определение роли социальной среды в развитии личности человека, детерминации его поведения. 3. Изучение трансформаций социальной и гендерной идентичности человека. 4. Анализ изменения социальных стереотипов системы ценностей и их влияния на изменение личности взрослого человека. 5. Разработка проблемы жизненного пути личности в условиях социальных трансформаций. 6. Проведение многоэтапного исследования, направленного на выявление того, какие личностные переменные, в какой степени и посредством каких процессов влияют на социальное поведение в различных сферах жизни. II. Практические задачи: 1. Подготовка комплексного монографического исследования, посвященного проблемам формирования и развития личности в новых социальных условиях. 2. Привлечение студентов НУА к систематическим многоаспектным исследованиям социально-психологических проблем формирования и развития личности. 3. Формирование полноценной авторской научной школы по психологии формирования и развития личности в условиях социальных трансформаций. Перспективный план: 1. Подготовка кандидатских и докторских диссертаций по психологии. 2. Обеспечение постоянных научно-исследовательских контактов с психологической и социологической службами НУА, ЛПВШ и ЛПК (участие в конференциях, проведение семинаров, подготовка научных публикаций). 3. Совместная научно-исследовательская работа в рамках научного направления школы с ведущими специалистами, кафедрами психологии вузов Харькова. 4. Выход на постоянные контакты с психологическими центрами России (Москва, Санкт-Петербург, Омск, Белгород и др.). 5. Систематическая работа в рамках научной тематики со студентами I-V курсов НУА. 6. Участие представителей научной школы в харьковских, всеукраинских и международных семинарах и конференциях по личностной проблематике; участие в грантовых программах по различным аспектам психологии личности. 7. Ежегодные публикации результатов деятельности научного направления в открытой печати. 8. Подготовка монографии по проблемам формирования и развития личности в новых социальных условиях (2007–2010 годы). В рамках научной школы ведутся исследования: - Психологическое обеспечение внедрения инноваций в учебный процесс ( - Психологические аспекты формирования интеллигентного человека ( - Социально-психологические особенности личности студента XXI века (2007 –2009г). Результаты научно-исследовательской работы: Организационно научное направление «Формирование личности в условиях социальных трансформаций», руководимое Головневой И. В., оформилось в октябре 2003 года. С этого периода можно назвать ряд достижений в этой области. Защита диссертации Найдовской И. В. 1.10.2003 в Ученом Совете Института психологии им. Г. С. Костюка (г. Киев, руководитель – Головнева И. В.), Милославской Е.В. 28.05.2011 (г. Харьков, руководитель – Головнева И.В.), Твердохваловой Ю.Л. 18.06.2011 (г. Харьков, руководитель – Головнева И.В.). Победа (І место) Гоги Н. П. на конкурсе студенческих научных работ (по направлению психология 17.11.2003). Победа Шевченко С. на региональном конкурсе студенческих научных работ по направлению «Психология» ( Широкий спектр публикаций в научных изданиях (Киев, Харьков, Херсон, Николаев, Донецк, Львов, Москва, Омск, Екатеринбург и др.). Активное участие в во всеукраинских и международных научно-практических конференциях с публикациями по результатам исследований. Подготовка диссертационных работ по направлениям научной школы. Расширение аспирантуры. В рамках научного направления школы работали и работают: 1. Преподаватели, аспиранты, сотрудники, соискатели НУА: Головнева И. В., Мушинская О. В., Милославская Е. В., Гараев А. А., Гога Н. П., Твердохвалова Ю. Л., Новикова О. В., Хабусева М. В., Силка О. и др. 2. Студенты НУА (II–V курсов) – через подготовку докладов, сообщений, научных публикаций, бакалаврских и дипломных работ, участие в студенческих научных конференциях и конкурсах студенческих работ. Участие в конференциях (2011–2012 гг.) 1. Друга міжнародна науково-практична конференція "Культурно-історичний та соціально-психологічний потенціал особистості в умовах трансформаційних змін у суспільстві. 16-17 сентября, 2011, Одесса. 2. Международная научная конференция «Научное наследие Д.Н.Узнадзе и современность». Харьков, ХНУ им. Каразина, 9-10 декабря, 2011. 3. VII міжнародна науково-практична конференція. Донецьк,13 травня 2011. 4. Всеукраїнська науково-практична конференція «Практично-професійна підготовка студентів у системі вищої освіти: проблеми та шляхи вдосконалення». Харьков, ХГПА, 7.12.2011. 5. Междунар. науч.-практ. конф. «Преподаватель как субъект и объект образовательного процесса. Век XXI». Харьков ХГУ «НУА» 1 февр. 2012. 6. VII Mezіnarodnі vedecko-praktіcka konference"DNY VEDY - 2011". Прага, 2011. 7. Международная конференция «Высшее образование в Украине: Интернационализация, реформы инновации» Киев, 20-21 апреля 2012. 8. Конференция: Молодые ученые Харьковщины-2012 . Харьков, 2012. 9. VIII Международная научно-практическая конференция «Новости передовой науки - 2012» 17.05-25.05.12, (г. София, Болгария). Структура школы: Головнева Ирина Владимировна – руководитель школы. Сотрудники и ученики: Кандидаты психологических наук - Мушинская О. В. -- Милославская А. В. - Твердохвалова Ю. Л. Аспиранты и соискатели - Гога Н. П. - Ждан С. О. - Козлов С. В. - Новикова О. В. - Остапчук Е. А. - Портянкина О. В. - Силка О. В. - Стахова З. В. - Шевченко Д. Е. |