Языковая семантика как отражение концептуальной и языковой картины мира: проблемы междисциплинарных лингвистических исследований, переводоведения, методики преподавания иностранных языков, в том числе и компьютерной лингводидактики
«Per aspera ad astra»
Тимошенкова Тамара Михайловна,
руководитель школы,
кандидат филологических наук, профессор
|
Основатель и лидер школы: Тимошенкова Тамара Михайловна, кандидат филологических наук, профессор, заведующая кафедрой германской и романской филологии.
Год основания: 1995
Миссия: системный анализ языковой семантики (лексика, фразеология, синтаксис) на всех уровнях языковой иерархии: слово/словосочетание/предложение/текст.
Объект анализа:
а) совокупность зафиксированных в единицах языка представлений народа-носителя об окружающей действительности, воплощенных в номенклатуре номинативных, функциональных, образных, фоносемантических средств и дискурсивных механизмов, приемов построения текстов различных жанров, их интерпретации и оценки;
б) способы их адекватной передачи средствами другого языка.
Основные направления научного поиска в рамках школы:
-
Проблемы функциональной и компаративной лингвистики. Литературный дискурс и его жанрово-стилистические реализации (рук. – проф. Т. М. Тимошенкова)
-
Лингвокогнитивные исследования языковых единиц (рук. – доц. И. В. Змиева).
-
Художественный перевод: аналитический подход (рук. – доц. А. А. Ивахненко).

В рамках функционирования школы защищены кандидатские диссертации:
-
Ребрий А. А. Окказионализмы в современном английском языке (структурно-функциональный анализ), 1997, рук. Т.М. Тимошенкова.
-
Медведь М. Н. Семантическое и формальное варьирование модели There-V-N(mod) –L в современном английском языке, 2003, рук. Т.М. Тимошенкова.
-
Скрыпник И. Ю. Соматические фразеологизмы со значением интерперсональных отношений в современном английском языке, 2009, рук. Т. М. Тимошенкова.
В настоящее время под руководством представителей научной школы выполняются диссертационные работы аспирантов и соискателей, научные исследования студентов и школьников-членов МАН.
Результаты научных исследований активно внедряются в теоретические и практические курсы, публикуются в открытой печати, проходят апробацию на международных и региональных конференциях, симпозиумах, семинарах.
Междисциплинарный характер современных лингвистических исследований предусматривает решение широкого спектра проблем, имеющих прямой выход в теорию и практику перевода, составляющих содержание профессиональной подготовки референтов-переводчиков. Именно поэтому в рамках данной научной школы достаточно самостоятельно развиваются научные направления, исследующие разнообразные проблемы на материале других германских и романских языков, а также вопросы методики преподавания иностранных языков.
Структура школы:
Тимошенкова Тамара Михайловна – руководитель школы.
Сотрудники и ученики:
Кандидаты филологических наук:
- Медведь М. Н.
- Ребрий А. В.
Аспиранты и соискатели:
- Ильченко В. В.
- Куринова Т. В.
- Молодчая Н. С.
- Скрипник И. Ю.
- Шестакова Е. Н.
- Ярощук И. Ф.