История высшего образования на Слобожанщине
Астахова Екатерина Викторовна,
руководитель школы,
доктор исторических наук,
профессор
|
Основатель и лидер школы: школа является дочерней научной школы доктора исторических наук, проф. Астаховой В. И.
Руководитель: на этапе вторая половина 90-х – н/в – доктор исторических наук, проф. Астахова Е. В.
Год основания: ІІ половина 90-х гг. ХХ ст.
Миссия:
Создание объективной истории развития высшего образования в Украине. Сохранение и анализ информации о развитии образования, его основных субъектах и событиях.
Современные исторические процессы, получившие свое развитие во второй половине 80-х на гребне перестроечной волны и окончательно утвердившиеся в начале 90-х, после развала СССР, однозначно определить достаточно сложно. Как и все в истории, здесь однозначность губительна. С одной стороны, ощутимо расширилось поле для исследовательской работы: ушли жесткие идеологические запреты, ограничения, многократно увеличился круг доступных источников и литературы. Перестали быть нежелательными или попросту закрытыми многие темы, периоды, имена и события. Достаточно быстро растворились казавшиеся еще совсем недавно незыблемыми клише и обязательные системы координат. С другой стороны, на смену прежней мифологизации очень быстро пришла новая. Вчерашние плюсы как-то уж очень скоропалительно сменились минусами, герои превратились во врагов и наоборот. Методологические подходы и принципы утратили свою обязательность и четкость.
Именно в таких условиях началось формирование в НУА научной школы «История образования Слобожанщины». Возникла она не на пустом месте. «Историческая составляющая» стала ответвлением, дочерним направлением комплексной научно-исследовательской темы научно-образовательного комплекса, посвященной развитию интеллектуального потенциала нации на рубеже эпох.
Этапы развития:
- ІІ половина 90-х гг. ХХ ст. – школа начала «отпочковываться» от авторской научной школы д-ра ист. наук Астаховой В.И.
- 2004–2005 – период становлення: защиты первых кандидатских диссертаций по тематике школы; активное участие в написании крупных исследований, монографий по истории образования.
- 2005–н/в – собственно развитие: признание школы как реально существующей.

Современная деятельность:
1. Подготовка двух кандидатских диссертаций.
2. Популяризация истории высшего образования Украины среди студенческой молодежи.
3. Определение стратегии развития на ближайшие 10 лет.
4. Участие в проведении международного научного исследования «Студент XXI в.» (подготовка раздела по истории возникновения и развития студенчества).
5. Работа в рамках направления «Харьковчане – Нобелевские лауреаты».
Перспективный план:
- защита кандидатской диссертации (Рябко А. А.);
– обеспечение постоянных контактов с научными лабораториями НУА, музеем, Багалеевским центром, Центром украиноведения (совместные публикации, конференции);
– подготовка монографии по истории развития высшего образования на Слобожанщине (2013 г.);
– ежегодно подготовка 10-12 студенческих научных работ по тематике школы (в том числе 2-3 на конкурсы студенческих научных работ);
– создание и ежегодное пополнение базы студенческих научных работ по образованию в медиатеке ЦНГИ НУА.
Приоритетные научные направления:
- история образования в лицах;
- история приватного образования;
- быт студентов и преподавателей: история проблемы;
- меценатство и благотворительность в системе образования: история вопроса;
- история политического контроля в учебных заведениях.
Внедрение научных разработок:
- публикации в СМИ (ежегодно 10-12);
- участие в научных конференциях;
- издание монографий.
Результаты научно-исследовательской работы:
1. Защищены две кандидатские и одна докторская диссертации.
2. Завершается подготовка одной кандидатской диссертации.
3. Ежегодно готовится 15-20 докладов на студенческие научные конференции.
4. Создана в ЦНГИ база «Студенческие научные работы по образованию».
Участие в конференциях: в том числе в ХНУ им. В.Н. Каразина, ХГПУ им. Г. Сковороды, в НУА, среди которых:
Дата
|
Место проведения
|
Название
|
21.03.05.
|
Харьков
НУА
|
Научный семинар «Научная школа в вузе: проблемы становления и развития
|
9–11.02.06.
|
Харьков
МОНУ – НУА
|
Международная научно-практическая конференция «Нравственные императивы интеллигенции»
|
02–03.06.
|
Харьков
МОНУ – НУА
|
Міжнародна науково-теоретична конференція «Інтерпретації в історіографії». Астаховские чтения
|
02.11.07.
|
Харьков
НУА
|
V Міжнародна науково-практична конференція «Глобальні проблеми людства як фактор трансформації освітніх систем»
|
07.11.07.
|
Харьков
НУА
|
Научная конференция «Октябрьская революция 1917 г.: предмет манипуляций, или момент национальной гордости»
|
20–22.05.08.
|
Харьков
МОНУ – ХГПУ
|
V Міжнародна науково-практична конференція «Наука і соціальні проблеми суспільства»
|
22.05.08.
|
Днепропетровск
МОНУ /УЭП
|
Міжнародна наукова конференція «Новітня цивілізація – проблеми становлення і трансформації»
|
14.03.08.
|
Харьков
НУА
|
IV Международная научно-практическая конференция «Интеллигенция и власть»
|
1–2 марта 2010 г.
|
Москва, Российский государственный гуманитарный университет
|
Международная научно-практическая конференция «Интеллигенция и идеалы российского общества»
|
8 апреля 2010 г.
|
Харьков, Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина
|
Международная научно-практическая конференция. Якубинская научная сессия.
|
15–16 апреля 2010 г.
|
Воронеж, Воронежская государственная технологическая академия
|
Международная научно-практическая конференция «Культурная память: актуальные проблемы и связь времен»
|
Декабрь 2010 г.
|
Москва, Московский государственный университет
|
VI Всероссийская научная конференция «Сорокинские чтения» – «Социо-культурная динамика России в условиях глобального кризиса: к 20-летию со дня рождения П. А. Сорокина»
|
2010 г.
|
Ялта, Крымский гуманитарный университет
|
VII Международная научно-практическая конференция «Инновационные технологии в образовании»
|
21.03.05.
|
Харьков
НУА
|
Научный семинар «Научная школа в вузе: проблемы становления и развития
|
23 ноября 2011 г.
|
Харьков
НУА
|
Научно-практическая интернет-конференция «Украинско-американские контакты в сфере высшего образования: опыт и перспективы развития».
|
1 февраля 2012 г
|
Харьков
НУА
|
Международная научно-практическая конференция «Преподаватель как субъект и объект образовательного процесса. Век ХХI».
|
4 апреля 2012 г.
|
Москва
РГГУ
|
XIII Международная теоретико-методологическая конференция «Новая» и «старая» интеллигенция: общее и особенное».
|
04.2012 г.
|
Донецьк, Держ. Ун-т, МОНМС
|
Всеукр. науч.-пр. конференція за міжнародною участю «Соціально-гуманітарні аспекти співробітництва між Україною та ЄС у контексті східного партнерства і стратегії «Європа-2020».
|
18.02.2013 г.
|
Харьков, ХГУ «НУА», МОН Украины
|
Международная научно-практическая конференция «Интеграция науки и образования – парадигма XXI века».
|
V-VI.2013 г.
|
Ленинградский гос. ун-т им. А С. Пушкина.
|
XI Международная научно-практическая конференция «Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития».
|
7.06.2013 г.
|
Харьков, ХНУ им. В. Н. Каразина
|
VII Международная научно-практическая конференция «Наука і соціальні проблеми суспільства: трансформація цінностей у сучасному світі».
|
Один раз в 2 года в рамках школы проводятся «Багалеевские чтения в НУА». Издаются материалы чтений.
За время существования школы получены студентами дипломы победителей всеукраинского уровня – 1 (Трушкина Д., 2000 г., Козлова Е., 2007 г.), межрегионального – 6, городского и областного – 10 (Тищенко В. 2002 г., Ефименко Д. 2003 г., Гонца О. 2003 г., Егорова Е., Явдокименко Ю., Арямнова Д. – 2005 г., Егорова Е. – 2006 г., Кашавцев А., Дидыч М. – 2007 г., Попова А. – 2008 г., Ханикова А. – 2010 г.), межвузовского – 14. (2008 г.). В 2010 году два студента успешно выступили на международной научно-практической конференции в Санкт-Петербурге (Власов М., Пидько С.). В 2011/12 учеб. году призерами регионального конкурса стали студенты Тесленко Ю. и Фаузер Е. Опубликована отдельной брошюрой студенческая научная работа А. Ханиковой, посвященная участникам Харьковского студенческого батальона народного ополчения.
С 2006 года проводится работа по изучению истории ХГУ «НУА». Ежегодно готовятся студенческие научные работы, посвященные отдельным направлениям деятельности учебного заведения, общественно-педагогической и научной деятельности преподавателей НУА, внесших значительный вклад в ее развитие. Материалы исследований опубликованы.

Структура школы:
Астахова Екатерина Викторовна – руководитель школы.
Сотрудники и ученики:
Доктора исторических наук
- Петровский В. В.
Кандидаты исторических наук
- Гайков А. А.
- Корниенко В. Н.
- Подлесный Д. В.
- Удовицкая Т. А.
Аспиранты и соискатели
- Рябко А. А.