Сам термин «тьюторство» является новым для украинского образования, хотя у многих из нас в жизни были и есть такие педагоги, которые повлияли на наш жизненный выбор каким-то советом, вниманием, пониманием. И все-таки для отечественной высшей школы тьюторство – относительно новый вид деятельности. Общим для тьюторской деятельности во всех областях (детсады, школы, колледжи и вузы) является то, что она связана с индивидуализацией учебного процесса. Это означает, что все знания, умения, навыки и компетенции даются обучающемуся, исходя из его собственных интересов. В то время, как индивидуальный подход предполагает применение (в случае необходимости) таких педагогических практик, которые позволяют учителю, (преподавателю) найти особый способ объяснения, наиболее приемлемый и доступный именно для конкретного обучающегося.
Тьюторство можно рассматривать как отдельную профессию. Тьютор может быть независимым специалистом, который имеет специальное образование и приглашается (нанимается) для сопровождения образовательного процесса группы обучающихся, либо (чаще) – отдельно взятого индивида. Также можно рассматривать тьюторство как отдельный социальный институт, который способствует успешному развитию образования и науки. Понятно, что как институт в нашем государстве тьюторство находится в процессе становления, причем где-то на начальных этапах данного процесса. Хотя, надо сказать, что для Народной украинской академии практика тьюторства является такой же привычной, как и любые другие образовательные, педагогические практики.
Так как я по специальности социолог, в нескольких словах попытаюсь раскрыть социологический аспект тьюторской деятельности. Начнем с того, что образовательное пространство высшего учебного заведения может быть представлено как пространство социальное, то есть – пространство отношений и сил (по определению П. Бурдье). Структура образовательного пространства вуза довольно сложна и представлена множеством социальных полей. В качестве таких полей могут рассматриваться, с одной стороны, различные дисциплины и специальности, которым обучаются студенты, а с другой стороны − различные сферы деятельности: учебная, научная, культурно-массовая, управленческая и др. Образовательная успешность студента зависит не только от его способностей к обучению, но и от многих других способностей, позволяющих комфортно чувствовать себя в различных полях образовательного пространства вуза. Причем, чем в большее число полей студент вовлечен за счет своей деятельности и чем более успешно он взаимодействует в этих полях, тем больше шансов он получает на развитие своих компетенций (профессиональных, общекультурных, коммуникативных и многих других), тем выше в итоге будет общий уровень его образованности.
Причины проблем с успеваемостью могут быть связаны с неумением студента самоорганизоваться. Ведь вузовская жизнь, в отличие от школьной, предоставляет студентов самим себе.Процесс самообразования − основной процесс получения университетских знаний, тьюторство изначально выполняло функцию сопровождения данного процесса.
Кроме того, успех образования и дальнейшей профессиональной деятельности человека во многом определяется тем, способствует ли образовательное пространство учебного заведения формированию специального взгляда на жизнь как на некую образовательную программу. Но дело в том, что пространство, возможно, и способствует, но только взгляд обучающегося может быть направлен в другую сторону (например, удачно выйти замуж, выиграть в лотерею и купить шикарный особняк где-то на Майами и т. п.). Тьютор – тот человек, который фактически работает с прояснением этого взгляда у обучающегося и его направлением на путь собственного развития.
Он анализирует интересы и проблемы обучающегося, отслеживает, − что дается с трудом, а к чему есть способности. Его призвание − сформировать образовательные интересы студента. Тьютор не дает и не может дать студенту готовый ответ относительно того, как стать успешным, а скорее, помогает ему взглянуть на собственные возможности так, чтобы самостоятельно найти этот ответ. Он дает советы по составлению индивидуальных планов учебной работы, следит за тем, чтобы его подопечные хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам.
Тьютор − ближайший советник студента и помощник во всех его затруднениях. Он выполняет функции наставника, к которому студент может обратиться за советом по любому вопросу, связанному с его обучением. Причем эти функции распространяются не только на учебную деятельность, но и в целом на всю студенческую жизнь. Поэтому всегда есть опасность превращения тьюторов в воспитателей, выполняющих за студентов всю их работу. Ведь взаимодействие тьютора со своими подопечными – коммуникативный процесс. Если же говорить о студентах НУА, то почему-то получается так, что наиболее заинтересованными в разрешении их проблем (в частности, с учебой) оказываются все вокруг – тьютор, другие преподаватели, администрация, только не они сами. Успешно взаимодействуют с тьютором те студенты, у которых и проблем-то особых нет.
Конечно же, результативность тьюторской деятельности связана и с личными качествами самого тьютора. Надо учитывать, что универсального тьютора нет и не может быть. Кто-то преуспевает как управленец, кто-то – как воспитатель, а кто-то успешно организует культурно-массовую деятельность.
В заключение подчеркнем главный принцип тьюторской деятельности: тьютор – это тот, кто стоит не над студентами (как куратор, руководитель и т. п.), а рядом с ними. Стремление придерживаться данного принципа привело многие зарубежные вузы к практике привлечения к тьюторской деятельности студентов старших курсов (например, в рамках прохождения педагогической практики в магистратуре), а руководство этих вузов вполне удовлетворено полученными результатами. Эту идею могут взять на вооружение и отечественные высшие учебные заведения.
И. С. Нечитайло
преподаватель кафедры социологии