День учителя — праздник для всех один из самых любимых, ведь в жизни каждого из нас есть Учитель.
Учителю посвящается…
Учитель — это не только человек, обучающий наукам, но еще и носитель духовности и нравственного начала. Наверно, каждый из нас в канун праздника вспоминает своих учителей. Учитель встает в нашей памяти на фоне школьной доски с кусочком мела (или указкой) в руке. Взгляд строгий, но где-то в уголках глаз улыбка, как приглашение к шутке, игре. Вспоминая учителей начальной школы, своих первых учителей, ощущаешь чувство защищенности, нежности, тепла. Старшей – чувство партнерства, взаимоуважения и доверия.
Чем дальше от нас школьные годы, образ учителя становится (нет, не расплывчатее) более общим, собирательным. Мы порою не помним учителей по именам, но с удовольствием вспоминаем школу, одноклассников. И, конечно, с интересом читаем и перечитываем книги, смотрим фильмы, посвященные учителям и школе.
Давайте воссоздадим образ учителя по художественным произведениям литературы и живописи 20 столетия с помощью мультимедийной галереи и виртуального списка литературы из фондов ЦНГИ и ЦРК. Список включает аннотации и ссылки на ресурсы Интернет, содержащие информацию об авторе, полный текст произведения, а так же возможность просмотра фрагментов художественных фильмов, снятых по предлагаемым произведениям.
Образ учителя в художественной литературе 20 столетия
(из фондов ЦНГИ и ЦРК)
Макаренко А. С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко. – Переизд. – Х. : Прапор, 1981. – 630 с.
Аннотация: В романе-поэме А. С. Макаренко, педагога и писателя, раскрывается история рождения и развития колонии им. М. Горького и коллектива горьковцев (1920-1928 гг.). Первыми воспитанниками были несовершеннолетние правонарушители: подростки, юноши, а позже — беспризорные дети. Нравственный переворот в их воспитании происходил не сразу, а в процессе длительной, трудной и самоотверженной борьбы педагогов-воспитателей во главе с А. С. Макаренко за высококультурную личность, нравственно-светлую, с развитым чувством долга и чести. Четкая, продуманная организация детской жизни, нацеленная на воспитание достойного гражданина Отечества, позволили добиться позитивного результата, когда, по словам Макаренко, "в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива, в новых формах дружбы и дисциплины" рождалась новая педагогика. В горьковском трудовом воспитательском коллективе взрослых и детей объединяли, прежде всего, учеба, производственно-трудовые взаимоотношения, общая трудовая забота о лучшем завтрашнем дне, определенный стиль ("дух") колонии: мажорный тон, сочетание уважения с требовательностью, чувство собственного достоинства, ощущение своей страны и многое другое. Макаренко доказал, что воспитательский коллектив, коллективная организация жизни и деятельности колонистов — это самый эффективный метод воспитания личности, индивидуальности каждого воспитанника.
Белых Г. Г. Республика Шкид / Г. Белых, Л. Пантелеев. – М. : АСТ : Астрель, 2008. – 415 с.
Аннотация: Авторы этой книги – бывшие беспризорники. Из тех, кому судьбой была уготована участь бродяг, воров и налетчиков. Лишь случайность помешала каждому докатиться до самого дна жизни. Эту случайность они связали с таинственными буквами: ШКИД. Нелегко было обуздать буйную ораву подростков, всего лишь нескольким воспитателям удалось найти верный тон в отношениях с питомцами Шкиды. Эта упорная борьба двух лагерей длится чуть ли не до самого конца повести. Один лагерь – довольно пестрый коллектив педагогов во главе с неистощимым изобретателем новых тактических приемов и маневров, заведующим школой Викниксором. Другой лагерь – орда лукавых и непокорных, чуть не менее изобретательных шкидцев...
Кассиль Л. А. Кондуит и Швамбрания : Повесть: Для сред. и ст. шк. возраста / Л. Кассиль; худож. А. Басс. – К. : Вэсэлка, 1990. – 280 с. : ил.
Аннотация: При всей сказочности и "детскости" сюжета этой известной повести, прототипами главных героев стали... сам Лев Кассиль и его брат Иосиф. Так что повесть можно смело считать в некотором роде автобиографической. Братьям Оське и Лельке казалось, что всем в мире владеют взрослые — они командуют кораблями, воюют, мастерят настоящие вещи. А дети? А дети стоят в углах! Но однажды все изменилось…
Айтматов Ч. Первый учитель // Ранние журавли : [пер. с кирг.] / Ч. Айтматов. – К. : Рад. шк., 1984. – С. 12–46. – (Педагогическая библиотека. Мир в образах).
Аннотация: Ч Айтматов создал живую легенду о первом учителе из аила Куркуреу Дюйшене Таштанбекове. Этот образ очень реален. Поймет ли современный образованный человек титанический труд и беспримерное мужество этого человека, подвиг, совершенный им, сможет ли он хотя бы приблизительно представить себе условия и обстоятельства, в которых пришлось работать Дюйшену.
Искандер Ф. А. Школьный вальс, или энергия стыда : повесть // Кролики и удавы : проза послед. лет / Ф. Искандер. – М. : Кн. палата, 1988. – С.191–286. – (Популярная библиотека).
Аннотация: С безупречным чувством юмора и тонким знанием психологии человека Фазиль Искандер рассказывает о мире детства, формировании детского характера, общество и нравы советской России.
Платонов А. П. Еще мама // Избранное : для учащихся ст. кл. сред. шк. / А. П. Платонов. – М. : Просвещение, 1989. – С. 347–352.
Аннотация: Рассказ «Еще мама» впервые опубликован в журнале «Вожатый», 1965, № 9. «Мать, рождая сына, всегда думает: не ты ли – тот?»,– записывал Платонов в своих заметках. Воспоминания о своей первой учительнице А.Н. Кулагиной приобретают в платоновской прозе присущий ему высокий символический смысл. «Мать» в мире художественной платоновской прозы – символ души, чувства, «нужной родины», «спасения от беспамятства и забвения». Вот почему «еще мама» – та, кто вводит ребенка в «прекрасный и яростный» мир, учит ходить по его дорогам, дает нравственные ориентиры.
Быков В. В. Обелиск / Быков В. Повести : пер. с белорус.; [Ред. Н. Н. Голубкова, Л. Е. Ивашень]. – К. : Рад. шк., 1989. – С. 3–65.
Аннотация: Повесть “Обелиск” — одно из бессмертных произведений Быкова, в котором затрагивается проблема преемственности поколений, неразрывной связи времен, верности традициям отцов и дедов. Писатель поднимает серьезный проблемный вопрос: что можно считать подвигом, не суживаем ли мы это понятие, исчисляя его только количеством сбитых самолетов, взорванных танков, уничтоженных врагов? Является ли подвигом поступок сельского учителя Алеся Ивановича Мороза?
Прилежаева М. П. Юность Маши Строговой / Прилежаева М. Собрание сочинений : В 3 т. - М. : Дет. лит., 1973. – Т. 1 : Семиклассницы ; Юность Маши Строговой ; Пушкинский вальс ; Третья Варя. – С. 145–386.
Аннотация: Повесть лауреата Государственной премии РСФСР Марии Павловны Прилежаевой (1903—1989) о судьбе молодой учительницы, о первых шагах ее трудовой жизни, которые пришлись на грозные военные годы. Отношение героини к жизни, к людям, к своему делу являют собой образец высокой нравственности.
Алексин А. Г. Безумная Евдокия : повесть // Избранное : В 2 т. / А.Г. Алексин А.Г. – М. : Мол. Гвардия, 1989. – Т. 1. – С. 8–32.
Аннотация: Повесть о "безумной Евдокии» – это взгляд на воспитание одного ребенка с разных сторон: со стороны любящих родителей, учительницы и. самолюбия этого самого ребенка.
Распутин В. Г. Уроки французского / Распутин В. Г. Нежданно-негаданно : повесть и рассказы. – М. : Дет. лит., 2006. – С. 202–231. – (Школьная библиотека).
Аннотация: «Уроки французского» — одно из лучших произведений Валентина Распутина. Героиня рассказа — молоденькая учительница французского языка видит, как нелегко живется ее талантливому, но полуголодному ученику. Испробовав все открытые способы помочь ему, она решится, по словам директора школы, на «преступление» — отважится играть с мальчишкой в «пристенок» на деньги. Чем это обернулось для самой учительницы? Как оценивал мотивы ее действий тот мальчишка? Об этом вспоминает через много лет герой, немало переживший и постепенно для себя самого осознавший смысл этих «уроков» — уроков человечности, доброты и сострадания.
Текст
Резепов Е. Учительница французского : [о Лидии Михайловне Молоковой, прототипе учительницы в рассказе В. Распутина "Уроки французского"] / Евгений Резепов // Русский Мир.RU. – 2010. – № 6. – С. 74–79.


Текст
На алтарь призвания : очерки о пед. династиях Харьковщины / [В. Р. Антонова, Е. В. Астахова, В. В. Астахов и др. ; рук. авт. кол. В. И. Астахова] ; под общ. ред. Е. В. Астаховой ; Нар. укр. акад. – Харьков : Изд-во НУА, 2010. – 562 с. : фот. – ISBN 978-966-8558-90-0.
Аннотация: Эта книга - прямое продолжение вышедших за последние десять лет публикаций серии «Образование Харьковщины в лицах». В очерках показаны педагогические династии, представители которых на протяжении трех и более поколений работали на ниве образования. Здесь представлены портреты и выдающихся ученых – наставников студенчества, и маститых учителей, посвятивших свою жизнь делу просвещения. Очерки подготовлены коллективом преподавателей Народной украинской академии с целью рассказать широкому читателю о том, как происходит процесс становления династий и почему среди учителей и преподавателей высшей школы таких династий особенно много.