Завершились праздничные, немного суматошные первосентябрьские торжества и вновь начался очередной учебный год, совсем обычный, потому что опять, как всегда, заполнились школьные классы и студенческие аудитории, опять по звонку, в соответствии с расписанием вошли в аудитории Учителя и опять началось вот то великое священное действо, в результате которого ученики превосходят своих учителей, и на этом держится мир. Но начавшийся учебный год для Народной украинской академии и очень необычный, поскольку 29 мая 2011 года ей исполняется 20 лет. А это удивительный возраст сочетания юности и зрелости, дерзаний и целеустремлений, первого жизненного опыта, уверенности в себе и в жизненных перспективах.
20 лет – это уже не детство и даже не юность, это пора полной ответственности за свершение планов и достижение целей, за отношение к людям и к своему делу, это готовность наперекор всему идти вперед и решать самые сложные задачи. Думается, что накануне своего двадцатилетия коллектив академии может с гордостью утверждать, что соответствует этим критериям, что умеет достигать своих целей, четко формулировать стратегические и тактические задачи и находить оптимальные пути их решения.
В итоге нам удалось за 20 лет создать уникальную, единственную в своем роде, образовательную структуру, обеспечивающую преемственность, сопряжение всех образовательно-квалификационных ступеней от дошкольной до послевузовской, т.е. дающей возможность для самосовершенствования человека на протяжении всей его жизни.
Народная украинская академия – это в полном смысле слова инновационное учебное заведения. Она культивирует и выращивает на своей экспериментальной площадке огромный массив инновационных (принципиально новых, во всяком случае, для Украины) и традиционных образовательных практик. И массив этот растет год от года. Достаточно привести в качестве примера учебные группы 50+ и забота о пожилых, которые начали функционировать в 2009 и в 2010 учебных годах. Таких образовательных структур в Украине пока не было. А содержание учебных программ привлекает к ним огромный интерес людей старшего поколения.
Мы внедряем инновационные методики в обучение студентов и школьников, разработали и апробировали авторскую учебную программу для предшкольной подготовки пятилеток, используем инновационные подходы к воспитательной работе. Достаточно вспомнить хотя бы воспитательный эффект от ежегодного конкурса «История моей семьи», от многолетних факультетских акций «Георгиевская ленточка», «Брось сигарету», «Старшие – младшим».
Но сейчас, на пороге двадцатилетия, мы чувствуем в себе силы для постановки новых задач, для тиражирования инноваций, введения их в массовую практику, а это вряд ли возможно без углубленной подготовки главных носителей инновационной деятельности – педагогов к работе в новых, быстро изменяющихся условиях. Мы рассматриваем эту задачу как одну из самых важных и самых сложных, но, тем не менее, уверены, что ее решение нам по плечу.
Самой главной и ближайшей целью академия считает обеспечить Успех каждого. Каждого преподавателя и сотрудника, каждого студента и школьника – всех!
Мы исходим из того, что каждый человек в чем-то должен быть первым, лучшим, талантливым. Один в учении, другой – в науке, третий – хороший организатор, а четвертый – поет под гитару и тайком пишет стихи. Помочь каждому самоутвердиться, раскрыться, «подняться над собой», как говорят студенты, – в этом видим мы сегодня главный смысл нашей деятельности, ибо только на этой основе сможет всегда процветать наша академия. Именно эта деятельности называется «ставить на крыло». Жизнь показала, что у нас это получается. И будем стараться делать все, чтобы так было всегда.
Астахова В. И.
Годы идут... Настроение остается!
«Все начинается с любви…». Под таким названием прошел торжественный вечер, посвященный 20-летию НУА.
Вручение наград в связи с 20-летием Академии
Выставка, посвященная 20-летию НУА
Конкурсные работы стихотворений, эссе, песен, посвященных Дню рождения НУА.
Какой прекрасный юбилей
Встречаем мы в кругу друзей!
Нам сегодня двадцать лет –
Красы цветенья, сил расцвет,
Пик ожиданий и мечты.
С надеждой строим планы мы,
Тревожно вглядываясь в даль:
Что ждет там, радость иль печаль?
А все там будет. Это жизнь!
За все берись с душой, умом,
С желаньем, жарким огоньком,
Чтоб интерес к делам не гас,
А результат был – просто класс!
Хотим всем пожелать удачи,
Успеха в жизни, ярких дел,
Чтоб мы с улыбкой – не иначе
Встречали каждый новый день!
Федорченко И. И., начальник учебного отдела
Учить наукам может каждый,
Но как востребованным быть?
Нам не откроет мир бумажный
Секрета главного – как жить?
За этой мудростью великой
Приходим мы из года в год
В наш храм науки многоликой
Там, где Татьяны есть приход.
Учителя здесь словно матери,
И сердце их болит за всех,
Их радует наш взгляд внимательный
И даже маленький успех.
Здесь каждый угол,
Каждый кабинет - народные,
И сердцу нашему близки,
пусть кто-то рвется в Гарвард, Оксфорд модные,
У нас есть свой, гораздо бОльший мир.
Живой наукой закаленные,
Готовые и падать и взлетать,
Мы все под знаменем НУА рожденные,
К реальной жизни нам не привыкать.
Здесь учат так, чтоб не было ужасно больно
За годы, прожитые зря,
Чтоб не проспать тот час невольно,
Когда взойдет твоя звезда.
Здесь учат, как ловить счастливый случай,
Но не гнушаться и труда,
Не ждать от Бога жизни лучшей
И человеком быть всегда.
И вот стоим мы на пороге Alma mater,
Смиренно смотрим в небеса,
Широкий видим нам открыт фарватер
В огромный океан под знаменем НУА.
Полозков, СЭПШ
«Усе починається з любові...» Саме таку назву має святковий вечір, присвячений 20-й річниці НУА, що відбудеться вже в травні цього року.
Двадцять років – це мало чи багато? Для історії, що міряє свій вік сторіччями, мабуть, мало – що можна встигнути за такий короткий час? Для людини – це вже не дитинство і навіть не юність, а час повної відповідальності за здійснення планів і досягнення мети. Для закладу – це час для підтвердження своєї життєздатності, уміння збудувати унікальну, єдину у своєму роді навчальну структуру й довести всім, що такий заклад має право на існування попри всі негативні передбачення.
Коли все це починалось, мало хто вірив в те, що приватний навчальний заклад протримається так довго. Мало хто вірив і в те, що експеримент з інноваційних педагогічних технологій переможе традиційні навчальні практики.
Але любов здатна творити справжні дива. Любов і відданість своїй справі допомагає чітко формулювати завдання та знаходити оптимальні шляхи для їх розв’язання. Любов, помножена на любов, дає можливість для творчості й самореалізації всім мешканцям НУА. Тут немає чужих і зайвих, немає вікових і пізнавальних обмежень, усі – перші, найкращі, найнеобхідніші один одному. Тому, мабуть, і віддячують саме любов’ю всі, хто безпосередньо стикається з таким „експериментом”.
Тому, 20 років – не межа! НУА здатна й далі вводити в масову практику й тиражувати інноваційні технології, давати можливість кожній людині самовдосконалюватися протягом усього життя, „ставити на крило” молодь, забезпечувати платформу для успіху кожного з терпінням і любов’ю.
Каменєва Дар’я, РП-13
Рік за роком перегортає сторінки своєї історії Народна українська академія. Уже двадцять років поспіль вона дивує своїми нововведеннями та досягненнями в освіті й науці. Кожного року з академії виходять на ринок праці висококваліфіковані перекладачі, спеціалісти з економіки та соціології. Кожного року студенти академії посідають призові місця на обласних і всеукраїнських конкурсах. Усі ці досягнення були здобуті потом та кров’ю. Цей шлях тернистий, адже в 1991 році було створено зовсім новий навчальний заклад для впровадження безперервної освіти. Нова ідея, багато конкурентів, але поряд із цим пліч-о-пліч крокували надія та бажання досягти успіху.
Мрії втілюються в реальність, але лише за умови якщо вони будуть линути з душі. Мрія стала реальністю, адже вона йшла від самого серця. Бажання створити власну велику родину, у якій будуть існувати свої традиції та своя культура на Лермонтовській, 27, було дуже сильним. Ця родина поєднує в собі не лише студентів та викладачів, а ще й дітлахів від трьох років та дорослих людей, які вже написали половину своєї власної історії життя.
Переступаючи поріг академії, занурюєшся в шалене динамічне життя. Незвідане є відомим, те, що здавалося недосяжним, перетворюється на доступне. Студентське життя складається не лише з лекційних занять та іспитів, воно насичене екскурсіями та подорожами. Ці подорожі проходять не лише на території країни. Ми маємо змогу ознайомитися зі звичаями та традиціями близького та далекого зарубіжжя. Головним завданням викладачів є не лише розкриття таємниць майбутньої професії, а й розширення кругозору людини.
Майбутнє академії обіцяє бути таким самим непростим, як і її історія. Але завдяки професіоналізму викладачів, зацікавленості студентів, упевненості у своїх силах атмосфера буде збережена та передана майбутньому поколінню, тому що доброта виховується добротою, серце виховується серцем, а любов виховується любов’ю, адже виховання – це велика сила, яка плекає долю кожної людини.
Михайлева Е. Г., д-р социол. наук, проректор по научно-исследовательской работе
ДОКЛАД
Непрерывное образование как уникальный механизм выживания человека и общества в современную эпоху
Астахова В. И., д-р истор. наук, проф., ректор НУА
ДИСКУССИЯ
Сопровождение мотивационных моделей субъектов образовательных практик в высшей школе
Подольская Е. А., д-р социол. наук, проф., заведующая кафедрой философии и гуманитарных дисциплин
Реализация принципа непрерывности в учебно-методической работе экспериментального комплекса НУА: достижения, проблемы и перспективы
Гайков А. А., канд. ист. наук, проректор по учебно-методической работе
Концептуальные подходы к непрерывности в НИР
Михайлева Е. Г., д-р социол. наук, проректор по научно-исследовательской работе
Воспитательная работа в условиях непрерывного образования (из опыта НУА)
Чибисова Н. Г., канд. филос. наук, проректор по гуманитарным вопросам и воспитанию
Возможности реализации принципа непрерывности образования в послевузовской среде
Войно-Данчишина О. Л., канд. юрид. наук, декан факультета последипломного образования
Формирование образовательных потребностей учащихся и возможности современной школы по их удовлетворению
Бутылкина Т. Л., директор СЭПШ
Место и роль начальной школы в контексте непрерывного образования
Ковтун Н. И., учитель высшей категории, старший учитель
Об истории НУА можно прочитать:
История НУА
1. Астахова В. І. Експеримент із запровадження безперервної освіти: (з досвіду Народної української академії) / Валентина Астахова // Вища шк. – 2010. – № 2. – С. 5–13.
2. Астахова В. І. Символіка і традиції в житті ВНЗ: із досвіду Народної української академії / В. І. Астахова // Економіка і упр. – 2007. – № 4. – С. 87–94.
3. Очерки истории Народной украинской академии / Нар. укр. акад. ; под общ. ред. В. И. Астаховой, Е. В. Астаховой. - Х. : Изд-во НУА, 2006. – 519 с.
4. Ты можешь гордиться своей alma mater (к 20-летию Народной украинской академии) : метод. рекомендации для преподавателей ХГУ и учителей СЭПШ, выступающих с Актовой лекцией 1 сент. 2010 г. / Нар. укр. акад. ; [авт.-сост. А. А. Гайков]. – Х. : Изд-во НУА, 2010. – 43 с.
5. Символика и традиции в деятельности вузовcких музеев: (очерки о деятельности музеев истории высших учебных заведений г. Харькова) / Глав. упр. образования и науки Харьк. облгосадмин., Ассоц. вуз. музеев Харькова, Харьк. гуманитар. ун-т «Нар. укр. акад.» ; под общ. ред. В. И. Астаховой. – Х. : Изд-во НУА, 2008. – 71 с.
Новый учебный год для студентов начался актовой лекцией «НУА – на пороге 20-летия», а для школьников – тематическими классными часами.
Опубликованы методические рекомендации:
Ты можешь гордиться своей alma mater : метод, рекомендации для преподавателей ХГУ и учителей СЭПШ, выступающих с Актовой лекцией 1 сент. 2010 г. / Нар. укр. акад. ; авт.-сост. А. А. Гайков. -Харьков : Изд-во НУА. - 44 с.
Автор-составитель - А. А. Гайков
Рецензент - д-р. ист. наук В. И. Астахова
Методичні рекомендації призначено для викладачів ХГУ і вчителів СЕПШ, які мають за честь 1 вересня 2010 року відкрити навчальний рік вступною лекцією, присвяченою 20-річчю Народної української академії.
У рекомендаціях зібрано найбільш яскравий і переконливий матеріал, який дозволяє показати головні досягнення й перспективи розвитку НУА, що сприяють формуванню любові до своєї alma mater і гордості за право бути учнем, студентом або слухачем цього незвичайного освітнього комплексу.
Методические рекомендации предназначены для преподавателей ХГУ и учителей СЭПШ, которым выпала честь 1 сентября 2010 года открыть учебный год вводной лекцией, посвященной 20-летию Народной украинской академии.
В рекомендациях собран наиболее яркий и убедительный материал, позволяющий показать главные достижения и перспективы развития НУА, способствующие формированию любви к своей alma mater и гордости за право быть учеником, студентом или слушателем этого уникального образовательного комплекса.